Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

Всё о школе

Выступление учеников

Родителям

Выступление учеников

Предшкольная группа

Дети предшкольной группы
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИИ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
НА СТУПЕНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Александровна Саенко,
зам.директора по ОП начального звена МОУ ГООШ

Обеспечение преемственности и повышение качества образования

Слайд 1. Важнейшим условием формирования социально активной личности является непрерывность образования. Непрерывность обеспечивается преемственными связями на всех этапах. Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогов для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

Слайд 2. Ни для кого не секрет, что начальная школа - самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, и от того, как будет сформирована опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, зависит возможность продолжения образования в основной школе и средней школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Слайд 3. Сегодня перспективы развития школы во многом зависят от заказа родителей и их поддержки. Тот социальный заказ, который мы выполняем, требует от школы постоянной работы по формированию положительного имиджа и повышению конкурентоспособности. Общественная значимость этой работы, в конечном счете, определяет, доверят ли нам родители своего ребенка, выберут ли нас при наличии других учителей и школ.

Слайд 4. Всякая школа и всякий учитель заинтересованы в создании собственного привлекательного образа, но всякий образ требует реальной организации того педагогического процесса, развертывания того содержания образования и получения тех результатов, которые будут социально значимы для родителей, детей и государства.

Слайд 5. Для повышения качества образовательных услуг МОУ ГООШ предоставила родителям возможность выбора современной актуальной формы развития и подготовки своих детей к успешному обучению в школе – группу предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Для школы группа является значимым ресурсом всесторонне подготовленного к обучению контингента первоклассников. Для родителей - предшкольное образование оказывается привлекательным, так как обеспечивает знакомство и тесное сотрудничество детей с будущим учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое включение в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку.

Цитируя Льва Семеновича Выготского, позволю напомнить, что «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Основная цель работы группы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией ФГОС ДО, основной образовательной программой «Радуга» и образовательной системой «Школа России».

Слайд 6. Итак, 10 основных аспектов обеспечения преемственности и повышения качества образования на ступенях дошкольного и начального общего образования.

Слайд 7. Аспект 1. Обеспечение преемственных связей с группой предшкольного (старшего дошкольного) возраста в рамках реализации программ: дошкольного образования, программы преемственности «Скоро в школу» и ООП НОО.

Слайд 8. Эта деятельность осуществляется через корректировку основных образовательных программ, плана совместной работы школы и группы, раннее знакомство дошкольников со школой через организацию совместных мероприятий, и др.

Слайд 9. Общему оптимальному развитию ребенка, целенаправленному формированию предпосылок учебной деятельности способствует работа в группе учителя. начальных классов, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя логопеда и педагогов дополнительного образования.

Слайд 10. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс даёт стабильные результаты по итогам освоения детьми программы дошкольного образования.

Слайд 11. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. По результатам ежегодной стартовой диагностики первоклассников, которую мы проводим используя комплект "Школьный старт", мы можем сделать вывод, что результатом преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования является всестороннее развитие ребенка, способствующее расширению его потенциальных возможностей, освоение компонентов учебной деятельности и внутренней позиции школьника, и, в конечном итоге – 100% личностная и инструментальная готовность к обучению в школе.

Слайд 12. Аспект 2. В то же время школа как преемник дошкольной ступени не начинает свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения ребенка - дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Много лет назад В.А. Сухомлинский сказал слова, которые по сей день остаются актуальными: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Огромную роль в обеспечении безболезненного перехода детей в школу играет социально-психологическая служба, в состав которой входят узкие специалисты: социальный педагог, педагог-психолог и учитель-логопед, работающие в тесном контакте со всем педколлективом и руководством школы. Социально-психологическое сопровождение ведется на четырех уровнях: индивидуальное и групповое, на уровне класса, на уровне образовательного учреждения.

Слайд 13. Основными формами сопровождения являются:
  • диагностика, направленная на выявление особенностей социального статуса школьника, мониторинг адаптации ребенка к школе, логопедическое обследование, наблюдение за обучающимися во время уроков и во внеурочной деятельности и др.;
  • консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем, логопедом и психологом с учётом результатов диагностики, а также руководством образовательного учреждения;
  • профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
Слайд 14-17. Аспект 3 – это система контроля уровня обученности школьников через централизованную организацию разнообразных форм и методов: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место среди них занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы, мониторинг метапредметных УУД, анализ (совместно с психологом) проблем в обучении, поиск эффективных приемов построения проекта урока.

Слайд 18. Аспект 4. По результатам контроля за степенью обученности производится организация дополнительных занятий по коррекции качества усвоения знаний, на которых работают группы детей со сходными проблемами в обучении. На этом этапе педагог проводит огромную работу по дифференциации ошибок учащихся, подбору материала для коррекции и организации групповой работы.

Слайд 19. Аспект 5. Управление развитием личностных качеств учащихся мы ведем через работу с родителями. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется по педагогическому просвещению и образованию родителей, укреплению сотрудничества с родителями. Мы постепенно вводим практику отказа от публичного разбора успеваемости на родительских собраниях и заменяем его проведением педагогических лекториев, консультаций учителя, логопеда и социального педагога, психологических тренингов для родителей.

Слайд 20. Аспект 6.Развитие коммуникативной сферы учащихся происходит в процессе организации коллективного учебного диалога на уроках, групповой и парной форм работы, осуществление проектной и исследовательской деятельности и психологических тренингов по формированию личностных качеств обучающихся.

Слайд 21. Аспект 7. Создание ситуации успеха и личностного роста обучающихся во внеурочной деятельности: участие в фестивалях, концертах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, социально-значимых акциях. Ребята нашей начальной школы являются активными участниками всех этих мероприятий.

Слайд 22. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов каждого ребенка нашего ОУ – от дошкольника до выпускника начальной школы - реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Слайд 23. Аспект 8. Мониторинг готовности к переходу в основное звено. Ежегодно с марта-апреля начинается комплексное обследование уровня готовности обучающихся 4-х классов к переходу в основное звено через посещение и анализ уроков учителями-предметниками, психологическую диагностику, мониторинг качества знаний. Полученные результаты анализируются на педсоветах и совещаниях, где принимаются управленческие решения. С обучающимися проводится коррекционная работа, с родителями - информационно-консультативная.

Слайд 24. По результатам мониторинга оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС в 2014-2015 учебном году наши выпускники получили хорошие результаты в сравнении с уровнем региона.

Слайд 25. По результатам психолого-педагогического обследования обучающихся 4-х классов у большинства обучающихся выявлен высокий уровень мотивации к обучению, преимущественная часть детей готова к переходу и обучению в основном звене.

Слайд 26. Аспект 9. С переходом детей в 5 класс участие в образовательном процессе учителя начальных классов не заканчивается, и его роль здесь далеко не последняя. Ведь за 4 года обучения он накопил огромное количество информации о детях в классе, об их учебных умениях, межличностных контактах, психологических особенностях.

Поэтому в 5 классе первый учитель и классный руководитель работают в тесном контакте. Учитель начальных классов посещает уроки в своем классе, наблюдает за процессом адаптации учащихся, а также отслеживает преемственность в методах и организационных формах обучения.

Руководство школы и специалисты социально-психологической службы ведут мониторинг адаптации пятиклассников, информируя о результатах педагогический коллектив и родителей.

Слайд 27. Аспект 10. Успех начальной школы определяется личными и профессиональными качествами педагогов. Если учитель не подкован изнутри, все внешние воздействия бесполезны (можно показать ему тысячу уроков, он будет умиляться, восторгаться, и … ничего не возьмет для себя). Потому в нашей начальной школе реализуется система работы по совершенствованию профессионализма педагогических кадров через прохождение курсов переподготовки, повышение квалификации, участие в работе ОМО, ШМО и ежегодных методических неделях, психологических тренингах, через самообразование и корректировку собственных методов обучения, обмен опытом в профессиональных интернет-сообществах, организацию работы школы молодого педагога.

Слайд 28. Мне очень нравится фраза: “Если Вы хотите таких же результатов как все, значит делайте так же, как все. Если Вы хотите достичь большего в своей жизни, важно что-то делать по-другому, не как все”. Этот секрет особенно помогает нам при участии в профессиональных конкурсах «Учитель и воспитатель года», «Ярмарка педагогических идей», «Самый классный классный» и т.д. Это тоже стало для нас уже нормой.

В конечном итоге на сегодняшний день мы имеем результаты: у учителей начальных классов вырос уровень педагогической техники, появилась потребность в овладении современными развивающимися методиками, установился и новый тип отношений, который сделал ученика истинным субъектом учебной деятельности.

Слайд 28.

Давайте укреплять мосты партнерства,
Содружества, взаимопонимания.
Без лишней суеты или актерства
Проявим и заботу, и старание.
Давайте помогать в пути друг другу,
Ведь наша цель, по сути, благородна:
Растить детей. Не уповать на чудо,
А действовать и мудро и свободно.


Спасибо за внимание!

Книга рекордов

Урок

Учеба

Урок

Свободное время

Перетягивание каната

Коррекционное отделение

Солнышки