Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

Всё о школе

Выступление учеников

Родителям

Выступление учеников

Предшкольная группа

Дети предшкольной группы
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ - ПРЕДШКОЛЬНАЯ ГРУППА

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Физическая культура в детском саду

Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры обществ. Физическая культура оказывает существенное влияние на духовный мир человека (ребенка), мировоззрение, умственное развитие. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

Одними из основных задач по физическому воспитанию являются: охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, необходимо комплексное использование всех средств физического воспитания. Это - физические упражнения, закаливание, режим, рациональное питание, гигиена одежды и помещения.

Что такое физические упражнения - это специально подобранные упражнения, способствующие развитию крупных и мелких мышечных групп. Физические упражнения проявляются в разных формах: утренняя гимнастика и физкультурные занятия, и подвижные игры или прогулки, спортивные праздники и досуги, оздоровительная гимнастика после сна, физкультминутки в процессе занятий математикой, развитием речи и другими видами деятельности.

Одной из основных форм физической культуры являются физкультурные занятия, направленные на обучение двигательным умениям и навыкам. Физкультурные занятия проводятся в первой половине дня 2 раза в неделю. Обязательно наличие спортивной одежды (футболка, шортики, носочки) и обуви (кроссовки, кеды, спортивные тапочки на резиновой подошве).

Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком?
    1. Сложные упражнения и прыжки выполняйте на мягком покрытии.

    2. Не допускайте длительного удерживания ребенком трудных поз (более 1-2 сек.), лучше несколько раз повторите упражнения.

    3. Знайте, висеть только на руках детям-дошкольникам опасно, т.к. высока нагрузка на суставы и плечевой пояс.

    4. Никогда не используйте для соревнований трудные в техническом исполнении и опасные физические упражнения.

    5. Избегайте физических упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясном отделе, т.к. большинство детей нуждается в выпрямлении этой части позвоночника.
Что надо знать
    1. Ребенка надо учить правильно дышать. Следите за дыханием ребенка во время игр и гимнастики.

    2. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой со взрослым.

    3. На 5-м году жизни дети стремятся придумывать собственные упражнения и устраивать спортивные состязания. Привлекайте к соревнованиям сверстников.

    4. Обязательно контролируйте безопасность ребенка, но старайтесь не подавлять его активность.

    5. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми результатами.

    6. Вселяйте в малыша уверенность похвалой.
Чего делать не следует
    1. Раздражаться, если ребенок неправильно выполняет упражнения.

    2. Заниматься не систематически.

    3. Подсмеиваться над неумелостью ребенка.

    4. Надевать на ребенка теплую одежду.

    5. Проводить зарядку и игры в плохом настроении.

    6. Надевать на ребенка гольфы, трусики или штанишки с тугими резинками.
Семейное физическое воспитание

Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в следующих формах:
    - совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой);
    - домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т.п.;
    - закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;
    - обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т.п.), настольным играм (шахматам, шашкам и т.п.);
    - занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т.п.;
    - организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям (катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т.п.);
    - походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков;
    - совместные просмотры по телевизору спортивных соревнований;
    - обсуждение семьей итогов выступления сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.
Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями - "главная потребность ребенка". "С ребенком необходимо играть!" Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как "с ребенком надо вместе заниматься физкультурой".

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями .

Пикники с физкультурно-спортивным уклоном - это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребенка.

Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь - от родителей. Речь идет об их поведении, форме, содержании комментариев и т.д.

Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится "болеть" за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, но в то же время - человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, т.е. так, как это заложено в традициях большинства народов мира.

Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т.п., с одной стороны, безусловно, повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой - поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр (состязаний), в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.

Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы не только минимальная физическая подготовка, но в еще большей степени - физкультурное образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств физической культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум физкультурной образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей двигательной среды. Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
  • Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)
  • Можно собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.
  • Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.
Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Массажёр "Орешки"

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).

Дорожка "Апельсиновая"

Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.
Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

Тренажёр "Попади в кольцо"

Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком.

Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.

"Лыжи"

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

Напольные шашки

Полотно размером 1 м на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки.



ИГРОВОЙ МАССАЖ

3акаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 p. в день.

«Поиграем с носиком»
    1. Организационный момент: «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

    2. Основная часть. Игровые упражнения с носиком.

    б) «Помоги носику собраться на прогулку» Ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
    в) «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
    Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
    г) «Носик балуется» На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
    д) «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
    е) «Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
    ж) «Погреем носик» Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

    3. Заключительный этап
    з) «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
    Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами
    - Подходи ко мне, дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Носик ты быстрей найди,
    Тете покажи.
    - Надо носик очищать,
    На прогулку собирать.
    - Ротик ты свой закрывай,
    Только с носиком гуляй.
    - Вот так носик-баловник!
    Он шалить у нас привык.
    - Тише, тише, не спеши,
    Ароматом подыши.
    - Хорошо гулять в саду
    И поет нос: «Ба-бо-бу».
    - Надо носик нам погреть;
    Его немного потереть.
    - Нагулялся носик мой,
    Возвращается домой.
Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»
    1. Подготовительный этап
    Дети растирают ладони до приятного тепла.

    2. Основная часть:
    а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем-растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

    б) массируем тыльные стороны ладоней.
    в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
    г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
    д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

    3. Заключительный этап
    Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

    Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
    Эй, ребята, все ко мне.
    Кто стоит там в стороне?
    А ну быстрей лови кураж
    И начинай игру-массаж.
    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу.
    Поздороваюсь со всеми,
    Никого не обойду.
    С ноготками поиграю,
    Друг о друга их потру.
    Потом руки «помочалю»,
    Плечи мягко разомну.
    Затем руки я помою,
    Пальчик в пальчик я вложу,
    На замочек их закрою
    И тепло поберегу.
    Вытяну я Пальчики,
    Пусть бегут, как зайчики.
    Раз-два, раз-два,
    Вот и кончилась игра.
    Вот и кончилась игра,
    Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»
    1. Организационный момент. Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

    2. Основная часть.

    Упражнения с ушками.
    а) «Найдем и покажем ушки. Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
    б) «Похлопаем ушками» Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
    в) «Потянем ушки» Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз; а затем отпускает.
    г) «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину

    3. Заключительный момент. Дети расслабляются и слушают тишину.

    Примечание: Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
    Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок
    Ушки ты свои найди и скорее покажи.
    Ловко с ними мы играем. Вот так хлопаем ушами.
    А сейчас все тянем вниз, ушко, ушко, ты не отвались
    А потом, потом покрутили козелком.
    Ушко, кажется замерзло, отогреть его так можно.
    Раз – два, раз-два, вот и кончилась игра
    А раз кончилась игра, наступила тишина.
3акаливающий массаж подошв.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

    1. Подготовительный этап

    а) Удобно сесть и расслабиться.
    б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

    2. Основная часть
    а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу.Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
    б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
    в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
    г) Похлопать подошву ладонью.
    д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
    е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
    ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону; расположенную в центре подошвы.

    З. Заключительный этап
    а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки;
    б) Посидеть спокoйно, расслабившись.
    Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
    - Мы ходили, мы скакали,
    Наши ноженьки устали.
    Сядем все мы, отдохнем
    И массаж подошв начнем.
    - На каждую ножку
    Крема понемножку.
    Хоть они и не машина,
    Смазать их необходимо!
    - Проведем по ножке нежно,
    Будет ноженька прилежной.
    Растирай, старайся
    И не отвлекайся:
    - По подошве, как граблями,
    Проведем сейчас руками.
    - Раз - сгибай, два - выпрямляй
    Ну, активнее давай!
    - Вот работа, так работа,
    Палочку катать охота.
    - В центре зону мы найдем,
    Хорошенько разотрем.
    Надо с нею нам дружить,
    Чтобы всем здоровым быть.
    - Скажем все: «Спасибо!»
    Ноженькам своим.
    Будем их беречь мы
    И всегда любить.

Книга рекордов

Урок

Учеба

Урок

Свободное время

Перетягивание каната

Коррекционное отделение

Солнышки