|
СТРАНИЦА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ШКОЛЫ

|
Варвара Ивановна Горелова
Образование: высшее,
Московский гос. пед. ин-т
Категория: высшая.
Педагогический стаж: 35 лет.
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДАСпециализированное оказание логопедической помощи обучающимся, имеющим недостатки в развитии устной и письменной речи – главная цель в работе логопеда.
Основными задачами логопедической помощи являются:
- устранение недостатков звукопроизношения;
- ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- предупреждение нарушения письменной речи учащихся;
- коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи детей;
- предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
- консультативная работа среди участников педагогического процесса (педагогов и родителей);
С 1 сентября по 15 сентября идёт глубокое диагностическое обследование всех речевых компонентов у детей с 1 по 4 класс.
По результатам обследования дети c речевыми нарушениями недостатками зачисляются в логопедические группы.
Логопедические занятия начинаются с 16 сентября по 15 мая. Дети посещают занятия с периодичностью 2 – 3 раза в неделю. Посещение школьного логопеда детьми проходит с 10.15 до 14.45.
Логопедические группы комплектуется по имеющимся речевым недостаткам:
- ОНР (общее недоразвитие речи) – сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Дети с ОНР имеют трудности в учебе.
Этот сложный речевой дефект у школьников является следствием позднего и неполноценного овладения речью. Когда первые предложения появляются у детей к 3-4 годам, это приводит к тому, что они не могут овладеть речью к 7-ми годам в той степени, какая требуется для обучения. А так как речь и познавательные процессы неразрывно связаны, то у таких детей обязательно появляются вторичные нарушения психологических предпосылок к обучению: внимания, памяти, мышления.
- ФФНР (фонетико - фонематическое недоразвитие речи) - нарушение звукопроизношения и фонематическое недоразвитие речи. Это неумение ребенка различать на слух звуки родного языка, то есть он не обладает развитым фонематическим восприятием. При этом физический слух у ребенка в норме. Несформированность фонематического слуха в дальнейшем приводит к специфическим ошибкам на письме: пропуску букв, замене букв и слогов, слитному написанию слов в предложениях и т.д.
- ФНР (фонематическое недоразвитие речи) - нарушение процессов в восприятии на слух близких звуков по акустическим признакам (звонкости- глухости), по артикуляторным признакам.
Фонетический дефект – недостатки речи, при которых дефекты произношения составляют изолированное нарушение. Коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков.
- Дисграфия (Недостатки письма). Специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: смешения и замены согласных оппозиционных звуков, искажение звуко-слоговой структуры слов, нарушение слитности написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы.
- Дислексия (Недостатки чтения). Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера: замена и смешение звуков при чтении, чаще фонетически близких (звонких и глухих), замена графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в, и др.), искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного, аграмматизмы при чтении.
Основное внимание уделяется обучающимся первых классов с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Занятия проводятся в специальном кабинете, имеющем необходимое оборудование, что помогает заинтересовать детей и добиться у них результативности в устранении речевого недостатка.
|
|