Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

ПСИХОЛОГ - РОДИТЕЛЯМ
"НАВСТРЕЧУ К СЕБЕ"
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ
Автор: Елена Валерьевна Виноградова

В подростковом возрасте увеличивается значимость проблем, связанных с самооценкой, сопровождающаяся трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Педагог-психолог в школе вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между взрослым и детьми, оказать помощь в его саморазвитии [3, с.46].
Арт-терапия Арт-терапия Арт-терапия

Одно из возможных решений — использование в работе с младшими подростками индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с элементами арт-терапии.

Иногда подросткам трудно рассказывать о своих проблемах и переживаниях. Проблемы, решаемые арт-терапией:
  • сложности в общении;
  • нежелание учиться;
  • агрессия;
  • страхи;
  • переживания, связанные с разводом или конфликтами в семье;
  • заниженная самооценка;
  • кризис подросткового возраста;
  • личностные конфликты между сверстниками.
Арт-терапевтическая деятельность позволит выплеснуть негативные чувства (злость, страхи, обиды и др.), освободив место для позитивных эмоций.[1,с.23]

Занятия по арт-терапии проводятся с использованием различных художественных материалов: глины, пластики, пластилина, теста для лепки, красок, пастели, материалов для создания коллажа и мн.др.; элементов театрального искусства, игр, — что делает их не только эффективными, но и увлекательными [4,с.117].

Арт-терапия Арт-терапия Арт-терапия

Они предполагает работу над определенной темой. Тема должна быть направлена на решение конкретных задач. Например: рефлексия Я-схем подростка; развитие самоинтереса; повышение самооценки; реабилитация Я-концепции подростка; формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию и др. [2,c.52]

Цель работы педагога-психолога при этом: помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Для подростка важно осознавание, каждую работу необходимо обсуждать на индивидуальной встрече. Обсуждение рисунка, сказки или другого продукта деятельности подростка проводится по следующей схеме:

1. Подросток должен рассказать о своей работе так, как он этого хочет, основное правило — идти за подростком, а не тащить его за собой!

2. Просить подростка комментировать те или иные части своей работы, прояснить их значение, описать определенные формы, персонажи. Соблюдение этого пункта поможет избежать преждевременных выводов относительно содержания работы.

3. Предложить подростку описать работу от первого лица и, возможно, сделать это с каждым из элементов (персонажей). Он может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Комментарии могут касаться внешних или внутренних свойств предмета. Если подросток вылепил из теста или пластилина какого-то героя, следует спросить его, из какой истории или сказки этот герой, на кого он похож, какой это персонаж — добрый или злой и т.д.

4. Если подросток не знает, что означает та или иная часть его работы, психолог может дать объяснение, однако следует спросить у ребенка, насколько это объяснение представляется ему верным. Верность интерпретации проверяется как по вербальным, так и по невербальным реакциям подростка.

5. Побуждайте подростка фокусировать внимание на цветах, которые он использовал в своей работе. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Необходимо учитывать, что цвета, могут использоваться по-разному: отражать свойства объектов или отношение автора к этим объектам.

6. Старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания подростка.

7. Эти наблюдения важно использовать в ситуации сильного напряжения для переключения на другую тему.

8. Помогайте подростку осознать связь между его высказываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавая ему вопросы о том, что в его жизни происходит и как это может отражать его работа.

9. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке, часто повторяющиеся в сказках или драматизациях сюжеты, повторяющиеся ассоциации и т.п. Необязательно, что отсутствие той или иной части или повторение одного и того же сюжета должно иметь символическую нагрузку. Важно, как объясняет это сам подросток.

10. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности если есть основания для такого предположения. Если изображение (персонажи, маски) не соответствует реальному образу — это может быть изображение подростка с сильным Эго, уверенного в себе, либо нереалистический (идеальный) образ «Я» подростка со слабым «Эго».

11. Попросите подростка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы (сочинения сказки, проигрывания роли), до ее начала, а также после ее завершения. Необходимо спрашивать о самочувствии подростка в разные периоды работы, таким образом можно избежать многих защитных реакций.

12. Предоставьте подростку возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых он готов. Хорошо, чтобы подросток почувствовал, что он сам контролирует процесс и его результаты.

13. Стремитесь выделять в работах подростка наиболее устойчивые темы и образы. Со временем он сам будет готов увидеть в своих работах единые смысловые линии.
Арт-терапия

Примером арт-терапевтической работы служит упражнение, данное ниже.
Упражнение из цикла арт-терапевтических занятий «Прошлое, настоящее, будущее».
Задачи: интеграция опыта; снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого, настоящего; построение жизненной перспективы.

Подросток получает задание создать три рисунка или композиции, иллюстрирующие прошлое, настоящее и будущее. Возможны различные варианты выполнения этого задания:
  • составление коллажей по этой тематике с использованием журналов, газет, своих фотографий и других материалов;
  • в каждой из картин изобразить людей, занимающих важное место для ребенка в прошлом, настоящем, будущем;
  • при изображении будущего представить его в виде перекрестка с тремя путями: направо пойдешь... прямо пойдешь... налево пойдешь...
Следующий шаг — презентация своей работы с подробным описанием каждого образа.

В процессе работы у подростков происходит структурирование и интеграция представлений, проектируется будущее. Данная технология представляет интерес и в плане диагностики. Проанализировав работы подростка и его интерпретации, можно получить достаточно материала о прошлом опыте, настоящей ситуации и представлениях о будущем.

Основная идея арт-терапевтических занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т. е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Литература:
    1. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 2004.
    2. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
    3. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 2002.
    4. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2001.


Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки