Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

ПСИХОЛОГ - РОДИТЕЛЯМ
Психолого-педагогический аспект профилактики наркомании среди подростков в МОУ ГООШ г. Калязина

«Если корабль не знает
куда плыть, ни один ветер не
будет ему попутным»
/Сенека/


Профилактика детской наркомании рассматривается как неотъемлемая часть воспитательной работы. На сегодняшний день цель воспитания подрастающего поколения - это формирование психически и социально зрелой личности, способной приносить пользу обществу.

Каковы же причины проявления интереса к употреблению ПАВ?

Слабыми звеньями личности являются:
  • стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля,
  • проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения,
  • низкая способность к самоанализу и заботе о себе;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • агрессивность и нетерпимость;
  • слабые адаптационные способности.
Цель первичной профилактики наркомании: формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру и желания вести здоровый образ жизни – это более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактивными веществами.

Профилактика — это развитие здорового поведения и мобилизация ресурсов личности. С психологической точки зрения к наиважнейшим ресурсам личности относится представление человека о себе, его Я-концепция, которая выражается в стремлении понять себя, свои особенности, своё сходство и различие с другими людьми.

Позитивная Я-концепция социально-адаптированных здоровых подростков отличается сформированностью, относительной устойчивостью, позитивным эмоциональным фоном, положительными семейными, социальными, отношениями, сформированностью адекватной самооценки.

Чтобы сформировать позитивную Я-концепцию необходимо задать себе очень серьезные и важные вопросы, которые человеку необходимо решать на протяжении всей его жизни. «Кто я? Кто ты? Что во мне и тебе есть? Какие чувства я испытываю, когда и почему? Умеем ли мы осознавать, что с нами происходит, анализировать свое состояние? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности. Однако подростку недостаточно просто получить ответ. Ему необходимо самому осознать себя в психическом и социальном пространствах, подобрать там себе место. Помощь человеку, блуждающему в пространствах своего Я, — это настоящая профилактика любой зависимости. В результате такой помощи человек становится более состоятельной личностью, более ресурсной.

Умение жить «в согласии с самим собой» можно определить еще и понятием «любовь к себе».

Любовь к себе несовместима с последовательным разрушением себя, используя ПАВ.

А что можно и желательно хотеть подростку? Чтобы ответить на этот вопрос ему стоит иметь представление о системах ценностей.
    А) Уровень биологического существования. Истинная ценность – это здоровье.

    Б) Уровень семейно-родственных связей. Истинная ценность – хорошие отношения в семье, с родственниками (взаимоуважение, взаимопонимание, взаимодополнение).

    В) Уровень взаимоотношений с социумом. Истинной ценностью можно считать уважение среди людей (в референтной группе).

    Г) Уровень предназначения. Истинная ценность – самореализация талантов и способностей.
Анализируя результаты диагностической работы соц.псих.службы нашей школы по данному направлению хочется отметить наличие истинных жизненных целей у преобладающего большинства обследованных подростков. На вопрос «Как вы относитесь к наркотикам?» - 95% ответили «негативно», «5%-безразлично». Работу по гармоничному развитию личности мы начинаем с социально-психологической диагностики. Проводится анкетирование по методикам «Ваша уличная компания»(6 классы), «Здоровый образ жизни» (7 классы), «Мой жизненный выбор», «Вверх по лестнице жизни», (8 классы) «Подросток группы риска в социуме» (подростки группы риска); по особой категории тестов – проективные. Они как бы дают проекцию личности – ее портрет. Предназначены для исследования тех глубинных особенностей личности, которые менее всего доступны опросу. Это, в частности, рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Человек под дождём». После диагностики проводятся тематические родительские собрания с целью ознакомления родителей с полученными результатами и выдачи рекомендаций по дальнейшему воспитанию и формированию личности подростка.

Помимо диагностики разработаны программы тренингов для 5-х классов «Саморазвитие личности», для 6 классов «Чтобы не было беды», для 7-8-х классов «Умей сказать нет», для 9-х классов «Три погружения», для подростков группы риска «Положительный образ-Я».

Для подростков группы риска также проводится индивидуальная профилактическая работа, которая включает в себя психокоррекцию с помощью арт-терапии т.е лечения творчеством. Её цель: выявление эмоц.фона, оперативная помощь в ситуации острого стресса, развитие креативности, гармонизация эмоц.состояния(работа с красками, фломастерами, картоном, пластилином, создание коллажей, муз.терапия, фото терапия (работа с фотографиями).

Таким образом, важным направлением профилактики зависимостей явл. не пропагандирование морально-уродливого облика наркомана, а ориентация на ЗОЖ. Мы считаем, что на данном возрастном этапе необходимо сформировать положительную «Я-концепцию», что и будет являться устойчивым фундаментом здоровой личности подростка.



Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки