|
ПСИХОЛОГ - РОДИТЕЛЯМ
Психологическое сопровождение воспитанников группы предшкольного (старшего дошкольного) возраста Автор: Елена Валерьевна Виноградова
В предшкольной группе МОУГООШ осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
- Психологическая диагностика.
- Развивающая работа педагога-психолога с группой.
- Психологическое просвещение.
Групповая коррекционно – развивающая работа строится по программе эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Цель: развитие эмоциональной сферы детей.
Принцип: создание условий, способствующих гармоничному развитию личности.
Занятие состоит из нескольких частей.
Поскольку программа предполагает работу с детьми дошкольного возраста, каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
- мимическую гимнастику (играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию).
Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Круг-это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создаёт ощущение целостности, завершённости, позволяет детям ощутить общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Индивидуальная коррекционно – развивающая работа проводится с воспитанниками, имеющими трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах.
Арт-терапия в работе со страхами, тревожностью
В процессе арт-терапии удовлетворяется потребность в признании, внимании, ощущении собственной успешности. Высвобождается энергия, которая тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество воспитанники получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан», «я могу справиться с трудностями». При этом дети не находятся в ситуации контроля и не тренируются использовать новые способы поведения.
В основу работы входят следующие принципы:
- при рисовании соблюдается принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого грубого воздействия на психику ребёнка.
Итоговое занятие проводится с родителями. Его цель: научить методикам преодоления негативных эмоциональных состояний.
Гештальт-терапия в работе с агрессией
В гештальттерапии диагностика производится в каждый момент. За любыми поведенческими проявлениями стоят нереализованные желания, неудовлетворенные потребности. Ребенок ведет себя так, потому что не знает, как выразить то, что ему необходимо, другим образом. задачи психолога: признать право ребенка на переживание, научить ребенка узнавать, что с ним происходит, осознавать свою потребность, помочь ребенку овладеть социально приемлемыми способами поведения.
Результатом деятельности педагога-психолога предположительно является успешная адаптация к условиям детского сада, закрепление положительных эмоций, сформированность чувства принадлежности к группе, гармоничное развитие личности воспитанников.
|
|