Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

РОДИТЕЛЯМ
ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
План проведения родительского собрания в 3 классе
Автор: Ирина Александровна Саенко

Поощрение и наказание детей в семье

Слайд 2. Цели собрания:
  • Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
  • Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.
  • Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
  • Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Оборудование: проектор для демонстрации презентации, экран; разноцветные жетоны в форме цветка (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, фиолетовый), чистые листы бумаги,
на доске: плакат с детскими рисунками: «Моя семья»;

Ход собрания:

Упражнение:
  • Встать те, у кого один ребенок;
  • Поднимите руку те, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Похлопайте в ладоши те, у кого двое детей;
  • Помашите рукой те, кто любит своего ребенок;
  • Потопайте ногами те, кто часто играет с ребенком.
- Ну, вот мы немножко пошевелились и готовы к разговору.

Слайд 3.
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью, Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью, это сделал я.
“Ты разиня, Ты растяпа” - Скажет мне семья…


Слайд 4
Наказание – это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала – педагогический домкрат.
В. Кротов


Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

Слайд 5.
Анкета для родителей
1. Наказываете ли вы своих детей?
2. Как наказываете?
З. За что наказываете?
4. За что поощряете?
5. Как поощряете?
б. Ваше отношение к физическим наказаниям.
Слайд 6.
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…


Слайд 7.
Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам. На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Какими должны быть наказания
  • Не подавлять решительность, не порождать обиду, не унижать
  • Ребенок должен пережить чувство вины, раскаяния
Ребёнок должен осознать, что он нарушил хорошие взаимоотношения с родителями

Слайд 8. Чего не должно быть в реакции на проступок
  • Недопустимы физические наказания
    Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта.
  • Ярости
    Ярость приводит к чрезмерности наказания.
  • Истеричности
    На истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций ребенок неизбежно ответит тем же.
  • Безнаказанности
    Если любовь родителей слепа и безответственна.
Слайд 9.
Законы детской психики:
  • Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
  • Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
  • У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.
Слайд 10.
Правила наказания
  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать?
  • Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай».
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.
  • Наказан значит прощен.
  • Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
Слайд 11.
Наказывая ребенка, помните:
  • Совершив проступок, вы должны отреагировать, ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован.
  • Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима.
  • Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым. Однако и не следует затягивать его.
  • Наказание должно быть последовательным.
Слайд 12.
Наказывая ребенка, помните:
  • Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется.
  • Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.
  • Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет.
  • Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.
Слайд 13.
Когда ребенка не следует наказывать
  • Не наказывается ребенок если его темперамент чем-то не устраивает взрослых.
  • Не наказывают за плаксивость, возбудимость и крикливость.
  • Не наказывают ребенка и во время еды
  • Не следует применять наказания причиняющие ущерб здоровью.
  • Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу.
Слайд 14. Анализ детских анкет

Слайд 15.
Итак, уважаемые родители,
наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение.
Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:
5 объятий – для выживания,
10 – для поддержки,
15 – для роста и развития ребёнка.

Слайд 16. Как поощрять ребёнка в семье
  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.
Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

Слайд 17.
  • Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
  • Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.
Слайд 18. Упражнение «Хвасталки»

«Мой ребенок...» Каждый участник 5 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка. Записать в серединке цветка свое имя, а на лепестках прилагательные. По желании. Желающие родители могут озвучить свою запись. Группа отвечает участнику:
«Мы рады за тебя!»

Слайд 19.
Мы можем
  • Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
  • Воспитывать в детях послушание и самообладание.
  • Установить для детей чёткие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следуя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
Слайд 20
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Всё то от них, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.


Слайд 21
Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

Слайд 22. Анализ ситуаций в группах

Слайд 23.
Уважаемые папы и мамы!
Помните!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь

Приложение 1
Анкета для родителей:
1. Наказываете ли вы своих детей?
2. Как наказываете?
З. За что наказываете?
4. За что поощряете?
5. Как поощряете?
б. Ваше отношение к физическим наказаниям.
Анкета для детей.
1. Наказывают ли вас родители?
2. Если да, то как наказывают?
3. За что наказывают?
4. Целуют ли вас родители?
5. Как вы будете наказывать своего ребенка?
Приложение 2
Памятки родителям
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Приложение 3
Ситуации для анализа
1. Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители купила велосипед!»

2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за 5 минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.

3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё в 4 классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»

4. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены. Последовало наказание за провинность.

5. В этой семье в конце недели отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты детей не устраивали, они должны выполнять трудовую повинность по дому и даче. Работу можно найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.



Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки