|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК В МОУ ГООШ
Методическая неделя в начальной школеУчитель должен сознательно идти в ногу
с современностью, проникаться и вдохновляться
пробудившимися в ней переменами.
А. Дистервег
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему образовательной деятельности МОУ ГООШ, является методическая работа. Её роль значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Требования к педагогу повышаются. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов как условия успешной реализации ФГОС второго поколения, в рамках программы преемственности между начальным и основным звеном в МОУ Городская основная общеобразовательная школа с 1 декабря по 5 декабря 2014 года проводилась методическая неделя в начальной школе «Компетентность современного педагога».
Неделя была посвящена важнейшей задаче современной системы образования – осуществлению системно-деятельностного подхода на уроке и внеурочной деятельности как основы формирования универсальных учебных действий. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Формы демонстрации профессиональных достижений были выбраны самими учителями в виде открытых уроков, выставки и демонстрации методических комплектов и продуктов деятельности обучающихся начальной школы (проектов, портфолио, тетрадей) в начальной школе, воспитательного мероприятия. (см. План проведения методической недели в начальной школе...) На открытые уроки, проводимые учителями начальной школы, были приглашены учителя основного звена.
Неделя началась с урока литературного чтения во 2 «А» классе по теме «Е. Чарушин. Страшный рассказ». Журавлевой С.В. были продемонстрированы интерактивные методы и приёмы работы. Учитель умело применял современные образовательные технологии (ИКТ, оценочная, проблемный диалог, формирование типа правильной читательской деятельности). Активно использовались на уроке различные виды чтения: хоровое и «жужжащее», чтение «цепочкой» и «эхо». С помощью сигнальных карточек дети осуществляли обратную связь, самоценку и рефлексию. Работа на уроке выстроена в оптимальном сочетании индивидуальной, парной, групповой и фронтальной форм обучения. Задания и проблемные вопросы разной степени сложности учили детей мыслить и действовать, формировали познавательный интерес и универсальные учебные действия.
Самохина Т.М. продемонстрировала урок русского языка в 3 «Б» класс по теме «Правописание непроизносимой согласной в корне слова». На уроке учителем были использованы различные методы и приемы работы: объяснительно-иллюстративные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые. Работа обучающихся в парах и малых группах позволила активизировать процесс открытия и формирования новых знаний. На уроке учитель использовал цифровые образовательные ресурсы, формируя информационно-коммуникативные компетенции, определяющие успешность познавательной деятельности школьника.
Открытый урок окружающего мира в 4А классе по теме «Земля – кормилица» провела Сивкова В.Н. Основными методами организации продуктивной деятельности обучающихся были проблемный диалог, частично-поисковый и исследовательский методы.
На уроке использовались приемы повторения опорных понятий, ранее усвоенные учебные действия, достаточные для восприятия нового материала. Дети в совместной парной и групповой деятельности самостоятельно находили и перерабатывали необходимую информацию, группировали и сравнивали причины явлений, событий, применяли правила делового сотрудничества. Практиковались различные способы контроля и самооценки деятельности.
Открытое воспитательное мероприятие в 4Б классе показала Г.С. Королькова. Тема «Мы о России будем говорить» была выбрана неслучайно. 12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции Российской Федерации и, соответственно, целью классного часа стало развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Все дети были включены в продуктивную совместную деятельность, чувствовали сопричастность происходящему: читали стихи о своей Родине, о родном крае, обобщали знания о главных государственных символах России - гербе, гимне и флаге. Торжественно стоя дети прослушали аудиозапись величественного гимна нашей Родины. В форме занимательной викторины ребята повторили основные даты, знаменующие государственные праздники России. Королькова Г.С. подготовила замечательную мультимедийную презентацию, которая сопровождалась музыкальным оформлением - в классе звучали душевные и патриотические песни о Родине.
В ходе методической недели учителя-предметники имели возможность познакомиться с тематическими выставками, организованными молодыми педагогами Виеру И.И., Брутовой С.Н., Соколовой Н.В., Гуниной О.А. Учителям были представлены портфолио достижений, лучшие тетради, творческие проекты обучающихся начальных классов и учебно-методические комплекты по ФГОС НОО.
Итоги недели подведены на круглом столе «Системно-деятельностный подход как фактор формирования компетенций обучающихся», который открыла Т.Н. Тихомирова, заместитель директора по методической работе. Повышение компетентности, профессионализма учителя является одним из важнейших условий повышения качества образования. Об условиях и механизмах формирования профессиональной компетентности, показателях и уровнях профессионального роста педагогов рассказала И.А. Саенко, заместитель директора по образовательному процессу начального звена.
В самоанализе проведенных открытых уроков учителя начальных классов Журавлева С.В., Самохина Т.М., Сивкова В.Н., Королькова Г.С. обозначили целевые ориентиры, формируемые универсальные учебные действия, акцентировали внимание присутствующих коллег на специфике структуры урока по ФГОС, используемых образовательных и здоровьесберегающих технологиях.
Учителя-предметники активно включились в анализ посещенных уроков. Они отметили, что во время представления своего педагогического опыта и наработок учителя начальных классов продемонстрировали высокую профессиональную компетентность, наличие системы работы по реализации деятельностного подхода и формированию компетенций обучающихся. В целом, анализ методической недели показал высокий профессионализм учителей начальной школы, которые находятся в постоянном поиске новых подходов в обучении и воспитании.
Повышение требований со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания. Занимательные упражнения, способствующие снятию психологического напряжения у педагогов, укреплению коллектива как команды через развитие уникальности и ценности каждого ее участника, созданию эмоционального комфорта от совместного общения, продемонстрировала в мастер-классе «Цветущий луг моей души» Виноградова Е.В..
Главным атрибутом тренинга была большая мягкая "гусеница". Учителя на один урок словно превратились в детей. Они мечтательно вспоминали то место в природе, где им хорошо, с восторгом выполняли необычные занимательные задания и упражнения. Финальным результатом совместной коллективной деятельности учителей, каждый из которых рисовал только одной краской, стала замечательная работа "Цветущий луг".
Участие в подобных тренингах стимулирует рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, развитию творческой инициативы, самооценки педагогов.
Подводя итоги методической недели, с заключительным словом выступила О.М. Бакалягина, директор МОУ ГООШ. Она поблагодарила всех присутствующих за плодотворную работу и пожелала дальнейших профессиональных успехов.
И.А. Саенко, зам.директора по ОП начального звена
|
|