Памятник Святому Макарию КалязинскомуМОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы

Всё о школе

Выступление учеников

Родителям

Выступление учеников

Предшкольная группа

Дети предшкольной группы
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ БАРДИНОЙ

ВУЛКАНЫ
Конспект урока в 6 классе, методические рекомендации

Цель: Сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров..

Задачи:

Образовательные:
-познакомиться со строением вулкана;
-выяснить причину возникновения вулканов, гейзеров;

Развивающие: продолжить обучению приемами работы с картой.

Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.

Форма работы: групповая.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, листы-задания для 4-х групп, презентация Power Point по теме урока (применение ИКТ).


Вулканы


/Слайд 1 из презентации/

Ход урока:

1. Организационный момент (сообщение цели и задач урока) слайд 2,3. Изучение нового материала происходит самостоятельно с помощью карточек-заданий (см.приложение 1). Частично работа корректируется учителем. Оценивается работа на уроке каждого ученика системой баллов (приложение 2)

2. Вводное слово учителя.
Вулканическое извержение - сложный и грозный процесс. Все мы наблюдали это явление по TV. Вулканы образно называют «огнедышащими горами» (слайд 4).

Вопрос: Как выдумаете почему? (слайд 5) С чем связано название «вулкан»? (название происходит от древнеримского бога Вулкана).

Обратимся к карточкам и выполним задание 1. Учащиеся отвечают на вопросы (см.приложение).

Затем последовательно переходят ко 2 заданию «Строение вулкана». Выполняют работу в тетрадях.

Вопросы: Назовите термины, связанные со строением вулкана (слайд 6). Дайте им определение.

Перечислите «продукты» извержения вулканов (слайд 7).

Формы и «продукты извержения вулканов могут быть самые разнообразные (слайд 8,9).

Продолжаем работу с карточками-заданиями (см.3). Учащиеся самостоятельно выполняют задание, используя карту полушарий. Затем проверяем выполненную работу по слайду 10.

Когда-то на Земле кипели тысячи вулканов. Их и сейчас очень много на нашей планете. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют действующими (на суше их более 800). Многие вулканы не извергались так давно, что об их извержениях не сохранилось никаких сведений. Такие вулканы называют потухшими (слайд 11). Иногда вулканы , считавшиеся потухшими, начинали действовать(вулкан Кракатау, слайд 12). В кратерах потухших вулканов иногда образуются вулканические озера (слайд 13).

Большие бедствия принесло извержении Везувия в 79 г.н.э.. При извержении этого вулкана были разрушены и засыпаны 3 города: Помпеи, Геркуланум, Стабия. Такие вулканы точнее было назвать «Уснувшими» (слайд 14). Репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи». В основу своего произведения художник положил действительное событие. До первого века нашей эры римляне считали Везувий потухшим вулканом. По его удобным склонам высоко вверх тянулись виллы и фруктовые сады. Люди, живущие в близлежащих городах и деревнях благоденствовали, никто не думал о возможной катастрофе. Город Помпеи был очень быстро засыпан пеплом, а он все падал и падал с неба. Все это происходило в абсолютной темноте, солнечный свет не мог пробиться через тепловое облако. Население охватила паника, многие пытались спастись бегством, но было слишком поздно. Мягкий пепел на земле, пепел с неба, сернистые газы воздухе – все это создавало ужасную картину. Люди, обезумевшие от страха, ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Некоторые решили остаться в долинах, но дома быстро заполнялись ядовитыми парами, и сотни людей гибли от удушья. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, которые обрушивались под тяжестью пепла. Помпеи скрылись под толстым слоем пепла толщиной 5м.

Используя карту (см.слайд15) ответьте на вопросы:

Назовите районы земного шара, где находится большинство действующих вулканов. Сравните с картой «Сейсмически активные районы мира». В чем сходство? Какой вывод можно сделать? Как выдумаете, почему именно в этих районах Земли происходит активная вулканическая деятельность и бывают землетрясения? (все происходит вблизи литосферных плит) слайд 16.

Слайд 17,18. Продолжается работа с карточками-заданиями тема «гейзеры». Заслушиваются ответы. Выясняется происхождение слова «гейзер», причина его возникновения др.

Вулканы иногда называют «чайниками» или «паровыми котлами», т.к. вокруг них бьют термальные источники (гейзеры). Горячая вода гейзеров нашла применение у людей. Аборигены маоры на о.Новая Зеландия используют горячие источники для приготовления пищи. Ж.Верн писал: «Плох тот вулкан, с помощью которого нельзя сварить картошку или испечь пару яиц». Жители Исландии и п-ва Камчатка используют горячую воду для отопления и тепличного хозяйства. Там действуют ГеоЭС.

3. Закрепление в игровой форме «Четвертый лишний» (слайд 19).

4. Домашнее задание: &19, нанести на контурную карту обзначить координаты изученных вулканов.

5. Вывод: Вулканы не только сеют смерть и разрушение, они одновременно являются и великими созидателями (слайд 20).


Книга рекордов

Урок

Учеба

Урок

Свободное время

Перетягивание каната

Коррекционное отделение

Солнышки