Школа - коллаж

МОУ ГОРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА КАЛЯЗИНА

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ БАРДИНОЙ

ЖЕЛЕЗНОДООЖНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ (слайд 1)
Конспект урока в 9 классе, методические рекомендации

Цель: познакомиться с железнодорожным транспортом России (слайд 2).

Задачи:

Образовательные:
-сформировать представление о железнодорожном транспорте России;
-познакомить основные показатели работы транспорта;
-выявить основные проблемы железнодорожного транспорта России;
-определить будущее железнодорожного транспорта в России.

Развивающие:
-продолжить работу по формированию умений работы с географическими картами и статистическим материалом; вести публичное выступление;
-способствовать развитию логического мышления, умений самостоятельной деятельности и применение знаний в нестандартных условиях.

Воспитательные:
-воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.
-формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «Железнодорожный транспорт России», атласы, рабочие тетради, презентация Power Point «Железнодорожный транспорт» (14 слайдов, применение ИКТ).


Железные дороги


Ход урока:

1. Организационный момент (сообщение цели и задач урока) слайд 3. Изучение нового материала происходит самостоятельно с помощью карточек-заданий (см.приложение 1). Частично работа корректируется учителем. Оценивается работа на уроке каждого ученика системой баллов (приложение 2)

2. Изучение нового материала.
А. Основная задача транспорта России- обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, , образуя транспортную систему.

Вопрос: Что такое транспортная система страны? Что называется транспортным узлом? (слайд 4)

Все виды транспорта отличаются между собой следующими технико-экономическими показателями (слайд 5).

Вопросы по слайду 5:
1. Какие виды транспорта занимают ведущее место по грузообороту и пассажирообороту? Как вы думаете почему?
2. Какое место
а) по скоростным качествам занимает железнодорожный транспорт?
б) по загрязнению окружающей среды?

Вывод: железнодорожный транспорт занимает ведущее место в экономике страны. Ему принадлежит главная роль в перевозке грузов и пассажиров. Кроме этого, наша страна обладает огромными размерами по площади, расстояние от западных до восточных границ более 9000 км, (т.е. территория России сильно вытянута по широте). Поэтому в стране преобладает широтное направление перевозок.

Работа с картой «Железнодорожный транспорт» (атлас).

Вопросы:
1. Что можно сказать о железнодорожном транспорте страны?
2. Чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов России?
3. Как вы объясните образное выражение «Транспорт – кровеносная система России»?

Б. Вопрос: как вы думаете, какие проблемы характерны для железнодорожного транспорта России? (слайд 6)
-Изношенность подвижного состава;
-Изношенность ж/дорожных путей (средняя скорость по дорогам-40 км/час)
-Строительство новых ж/дорог в азиатской части России.

Мы выяснили, что наибольшая густота ж/дорожных путей в европейской части России. И чем дальше на восток, тем ж/дорожных магистралей все меньше. Используя карту, назовите основные транспортные магистрали на востоке страны( Транссибирская, Южно-Сибирская, Средне-Сибирская, БАМ)

Нехватка современных ж/дорожных магистралей создает проблему в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными регионами страны. Особенно сложно выполнять эту задачу стало после распада СССР. Значительные участки крупнейших магистралей оказались за пределами России. Поток груза огромен, поэтом в перспективе важной остается проблема строительства новых ж/дорог на востоке России.

В. Вопрос 1: Зачем нужны новые ж/дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? (слайд 7)
-главное богатство этих районов – разнообразные природные ресурсы (полезные ископаемые, древесина, пушнина). Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый дешевый и надежный способ транспортировки сырья и техники для их добычи – ж/дорожный транспорт.
Вопрос 2: Как сейчас поставляются грузы в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока? - по морям Северного – Ледовитого океана и рекам Енисей и Лена. Время доставки – 1- 1,5 года (слайд 8).
Вопрос 3: В каком сейчас состоянии старые ж/пути? (сильно изношены).

ВЫВОД: Необходимо строительство новых ж/дорожных магистралей В Сибири на Дальнем Востоке.

Но строительство современных ж/дорог очень дорогостоящее мероприятие.

Вопрос: Почему? (строительство ведется в районах со сложными природными условиями. Поэтому растем стоимость материалов, оборудования, труда рабочих).

Т.е. возникает ПРОБЛЕМА: Строить необходимо, но в восточных районах не нужна столь густая ж/дорожная сеть, как в европейской части России.

ВЫВОД: Необходимо создать каркас ж/дорог, проложив их по наиболее перспективным с хозяйственной точки зрения направлениям.
Определить эти направления сложно, еще сложнее освоить прилегающие к новым дорогам территории. Недостатка в проектах нового ж/дорожного строительства никогда не было (слайд 9).
Вопросы: Определите через какие населенные пункты проходят ж/магистрали? Сравните природные условия рассматриваемых трасс(Полярно-Сибирской и Северо-Сибирской магистралей) по плану (работа в тетради):
-рельеф, полезные ископаемые (слайд 10);
-климатические условия;
-природные зоны;
-география населения.

Полярно-Сибирская Магистраль Северо-Сибирская магистраль
рельеф Западно-Сибирская равнина, Верхоянский хр., хр.Черского, нагорья Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, нагорья
полезные ископаемые и др. ресурсы нефть, газ, олово, никель, медь нефть, газ, уголь, золото, алмазы, древесина
климат субарктический умеренный
природные зоны лесотундра, высокогорные области тайга(70%), высокогорные области
население Плотность менее 10 чел/км Плотность 10-25 чел,км

Строительство какой магистрали наиболее выгодно? Почему?
Вывод: Для освоения природных ресурсов необходимо строительство обеих ж/дорожных магистралей, т.к. к ним прилегают богатейшие месторождения минеральных ресурсов, потребность в которых огромна на Урале и Европейской части России.
Уроки БАМа (слайд 11): В 1984 году было закончено строительство одной из крупнейших ж/дорожных магистралей мира-БАМа. На БАМ возлагались огромные надежды. 130 НИИ занимались его проблемами. Считалось, что магистраль позволит в короткие сроки освоить огромную территорию площадью 1,5 млн.км. Но этого не произошло. Сейчас по БАМу вместо запланированных 35 млн.грузов в восточном направлении отправляется всего приблизительно 1000 грузовых составов с лесом и углем. Разрушаются станции, вокзалы, поселки, люди покидают БАМ. Десятки миллиардов рублей потрачено впустую.

Г. Вопрос: Каково будущее железных дорог в России?
Строительство высокоскоростных магистралей. Они уже строятся и действуют во многих странах мира (Франции, Японии). В России в проекте магистраль Москва-Санкт-Петербург, скорость движения 250-300 км/час, время в пути 3 часа. В дальнейшем эта магистраль могла быть продлена от Москвы к Бресту и соединена с системой европейских скоростных железных дорог. Но из-за финансовых трудностей все приостановлено (слайд 12,13)

3. Закрепление
В чем преимущество железнодорожного транспорта перед другими видами?
В чем заключаются основные недостатки сложившейся географии ж/дорог?

4. Домашнее задание: параграф 14.

5. ВЫВОД (слайд 14):
Несмотря на существующие проблемы железнодорожный транспорт является ведущим по перевозке пассажиров и грузов в России.

Литература.
1. Дронов в.п., Баринова И.И. и др. География России. Хозяйство и географические районы.: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. – М..: Дрофа, 2006.
2. Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М., 1988.
3. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. - М.: Дрофа, 1998.




Урок



Урок



Перетягивание каната



ОКО