Памятник Святому Макарию КалязинскомуМОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы

Всё о школе

Выступление учеников

Родителям

Выступление учеников

Предшкольная группа

Дети предшкольной группы
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ БАРДИНОЙ

ЖЕЛЕЗНОДООЖНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ (слайд 1)
Конспект урока в 9 классе, методические рекомендации

Цель: познакомиться с железнодорожным транспортом России (слайд 2).

Задачи:

Образовательные:
-сформировать представление о железнодорожном транспорте России;
-познакомить основные показатели работы транспорта;
-выявить основные проблемы железнодорожного транспорта России;
-определить будущее железнодорожного транспорта в России.

Развивающие:
-продолжить работу по формированию умений работы с географическими картами и статистическим материалом; вести публичное выступление;
-способствовать развитию логического мышления, умений самостоятельной деятельности и применение знаний в нестандартных условиях.

Воспитательные:
-воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.
-формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «Железнодорожный транспорт России», атласы, рабочие тетради, презентация Power Point «Железнодорожный транспорт» (14 слайдов, применение ИКТ).


Железные дороги


Ход урока:

1. Организационный момент (сообщение цели и задач урока) слайд 3. Изучение нового материала происходит самостоятельно с помощью карточек-заданий (см.приложение 1). Частично работа корректируется учителем. Оценивается работа на уроке каждого ученика системой баллов (приложение 2)

2. Изучение нового материала.
А. Основная задача транспорта России- обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, , образуя транспортную систему.

Вопрос: Что такое транспортная система страны? Что называется транспортным узлом? (слайд 4)

Все виды транспорта отличаются между собой следующими технико-экономическими показателями (слайд 5).

Вопросы по слайду 5:
1. Какие виды транспорта занимают ведущее место по грузообороту и пассажирообороту? Как вы думаете почему?
2. Какое место
а) по скоростным качествам занимает железнодорожный транспорт?
б) по загрязнению окружающей среды?

Вывод: железнодорожный транспорт занимает ведущее место в экономике страны. Ему принадлежит главная роль в перевозке грузов и пассажиров. Кроме этого, наша страна обладает огромными размерами по площади, расстояние от западных до восточных границ более 9000 км, (т.е. территория России сильно вытянута по широте). Поэтому в стране преобладает широтное направление перевозок.

Работа с картой «Железнодорожный транспорт» (атлас).

Вопросы:
1. Что можно сказать о железнодорожном транспорте страны?
2. Чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов России?
3. Как вы объясните образное выражение «Транспорт – кровеносная система России»?

Б. Вопрос: как вы думаете, какие проблемы характерны для железнодорожного транспорта России? (слайд 6)
-Изношенность подвижного состава;
-Изношенность ж/дорожных путей (средняя скорость по дорогам-40 км/час)
-Строительство новых ж/дорог в азиатской части России.

Мы выяснили, что наибольшая густота ж/дорожных путей в европейской части России. И чем дальше на восток, тем ж/дорожных магистралей все меньше. Используя карту, назовите основные транспортные магистрали на востоке страны( Транссибирская, Южно-Сибирская, Средне-Сибирская, БАМ)

Нехватка современных ж/дорожных магистралей создает проблему в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными регионами страны. Особенно сложно выполнять эту задачу стало после распада СССР. Значительные участки крупнейших магистралей оказались за пределами России. Поток груза огромен, поэтом в перспективе важной остается проблема строительства новых ж/дорог на востоке России.

В. Вопрос 1: Зачем нужны новые ж/дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? (слайд 7)
-главное богатство этих районов – разнообразные природные ресурсы (полезные ископаемые, древесина, пушнина). Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый дешевый и надежный способ транспортировки сырья и техники для их добычи – ж/дорожный транспорт.
Вопрос 2: Как сейчас поставляются грузы в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока? - по морям Северного – Ледовитого океана и рекам Енисей и Лена. Время доставки – 1- 1,5 года (слайд 8).
Вопрос 3: В каком сейчас состоянии старые ж/пути? (сильно изношены).

ВЫВОД: Необходимо строительство новых ж/дорожных магистралей В Сибири на Дальнем Востоке.

Но строительство современных ж/дорог очень дорогостоящее мероприятие.

Вопрос: Почему? (строительство ведется в районах со сложными природными условиями. Поэтому растем стоимость материалов, оборудования, труда рабочих).

Т.е. возникает ПРОБЛЕМА: Строить необходимо, но в восточных районах не нужна столь густая ж/дорожная сеть, как в европейской части России.

ВЫВОД: Необходимо создать каркас ж/дорог, проложив их по наиболее перспективным с хозяйственной точки зрения направлениям.
Определить эти направления сложно, еще сложнее освоить прилегающие к новым дорогам территории. Недостатка в проектах нового ж/дорожного строительства никогда не было (слайд 9).
Вопросы: Определите через какие населенные пункты проходят ж/магистрали? Сравните природные условия рассматриваемых трасс(Полярно-Сибирской и Северо-Сибирской магистралей) по плану (работа в тетради):
-рельеф, полезные ископаемые (слайд 10);
-климатические условия;
-природные зоны;
-география населения.

Полярно-Сибирская Магистраль Северо-Сибирская магистраль
рельеф Западно-Сибирская равнина, Верхоянский хр., хр.Черского, нагорья Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, нагорья
полезные ископаемые и др. ресурсы нефть, газ, олово, никель, медь нефть, газ, уголь, золото, алмазы, древесина
климат субарктический умеренный
природные зоны лесотундра, высокогорные области тайга(70%), высокогорные области
население Плотность менее 10 чел/км Плотность 10-25 чел,км

Строительство какой магистрали наиболее выгодно? Почему?
Вывод: Для освоения природных ресурсов необходимо строительство обеих ж/дорожных магистралей, т.к. к ним прилегают богатейшие месторождения минеральных ресурсов, потребность в которых огромна на Урале и Европейской части России.
Уроки БАМа (слайд 11): В 1984 году было закончено строительство одной из крупнейших ж/дорожных магистралей мира-БАМа. На БАМ возлагались огромные надежды. 130 НИИ занимались его проблемами. Считалось, что магистраль позволит в короткие сроки освоить огромную территорию площадью 1,5 млн.км. Но этого не произошло. Сейчас по БАМу вместо запланированных 35 млн.грузов в восточном направлении отправляется всего приблизительно 1000 грузовых составов с лесом и углем. Разрушаются станции, вокзалы, поселки, люди покидают БАМ. Десятки миллиардов рублей потрачено впустую.

Г. Вопрос: Каково будущее железных дорог в России?
Строительство высокоскоростных магистралей. Они уже строятся и действуют во многих странах мира (Франции, Японии). В России в проекте магистраль Москва-Санкт-Петербург, скорость движения 250-300 км/час, время в пути 3 часа. В дальнейшем эта магистраль могла быть продлена от Москвы к Бресту и соединена с системой европейских скоростных железных дорог. Но из-за финансовых трудностей все приостановлено (слайд 12,13)

3. Закрепление
В чем преимущество железнодорожного транспорта перед другими видами?
В чем заключаются основные недостатки сложившейся географии ж/дорог?

4. Домашнее задание: параграф 14.

5. ВЫВОД (слайд 14):
Несмотря на существующие проблемы железнодорожный транспорт является ведущим по перевозке пассажиров и грузов в России.

Литература.
1. Дронов в.п., Баринова И.И. и др. География России. Хозяйство и географические районы.: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. – М..: Дрофа, 2006.
2. Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М., 1988.
3. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. - М.: Дрофа, 1998.



Книга рекордов

Урок

Учеба

Урок

Свободное время

Перетягивание каната

Коррекционное отделение

Солнышки