|
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ НИКОЛАЕВОЙ
НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Конспект урока в 6 классе, методические рекомендации
1. Вступительная беседа
- Ребята, все вы знаете и любите сказки.
- Помните слова А.С. Пушкина: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.»
- Какие уроки « преподают» нам сказки?
- А сегодня сказки нам помогут провести урок по теме « Употребление наклонений». (слайд 1, 2).
- Все вы знаете сказку «Колобок». Помните, как она начинается? (слайд 3).
- В сказке даже в начале много каких слов? Правильно, глаголов. (слайд 4)
- А почему?
Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. (слайд 5)
"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!” – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.
-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
2. Повторение о глаголе
Разминка.
Игра " Не прерви цепочку”, которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».
Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?
2. Расскажите о начальной форме глагола
Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
3.Все ли глаголы относятся к одному спряжению?
4. Расскажите о правописании глаголов в форме 2 л. Ед. ч.
5.Какие наклонения глагола вы знаете?
Расскажите о них. (слайд 6)
6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?
3. Работа над употреблением наклонений
1) - Мы продолжаем работу со сказками. -Вот послушайте сказку о 3 братьях (слайд 7)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.
Епифан был старший брат,
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
-Я бы сделал, я бы смог,
если б кто-нибудь помог!
Средний сын:
Брат Афоня средний был,
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
-То возьми! Подай того!
Младший сын:
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
-Слов на ветер не бросаю,
что надумал – выполняю!
- Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую от врага.
Епифан.
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б папка разбудил!
Афоня.
Эй, Ванюшка! Эй, дурак!
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван.
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорожку собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму с собой в подмогу…
Афоня.
Ну, иди, Ванюша, с Богом!
- А кто вам больше всего понравился в сказке? Почему? - А почему не понравились Епифан и Афоня? А ведь братья, ребята, напомнили нам о наклонениях глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья?
-А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.
2) Задание: из предложений выбрать и записать глаголы в таблицу изъявительного, условного, повелительного наклонений по вариантам, 3 у доски.Приготовиться к проверке. ( слайд )
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
- Давайте, ребята, снова вернемся к нашей сказке.
Царь-отец рассержен очень,
Братьев он зовет пред очи:
-брат Иван пошел сражаться-
вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачку!
Будет худо вам иначе!
Епифан.
Головы нам не сносить-
Надо помощи просить
- Поможем братьям выполнить задание
3) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 211, параграф 86.
1) наблюдение под звёздочкой;
2) упр. 503.
3. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
-Ребята, глаголы в какой форме употреблены в тексте физминутки?
- А что они выражают? (побуждение к действию).
И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
-Не хотите наказанья?
Вот-ка вам ещё заданье!
Головы нам не сносить-
Надо помощи просить - Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
4. Задание
На слайде записаны слова с пропущенными гласными:
держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м.
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.
- Несколько человек выполняют работу по карточкам.
А Иван-то где, ребята?
Ой, Ивану трудновато!..
Камень на его дороге,
Обойдётся ль без подмоги?
На слайде - «камень», на нём написаны задания:
Спишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки, определите наклонение глаголов.
Бе… смелости (не)возьм… ш... и крепости.
Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
По твоим делам о тебе суд…т.
Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
На помощ… надейся, а сам (не)плошай.
Не спеши языком – торопись делом.
Учись доброму – худое на ум (не)пойдёт.
5.Слово учителю
-Ребята, а кто знает, как заканчивается русская народная сказка, которую мы сегодня использовали на уроке русского языка? (говорят дети).
6. Работа с учебником
- В сказках обычно герои садятся за пир. Я думаю, что и братья, и их царь-отец после победы над врагом устроили пир на весь мир. Поможем им приготовить угощение.
- Упр. 505.( устно или письменно)
7.Рефлексия
В сказке всегда счастливый конец. Добро победило Зло и в нашей сказке. Так хочется, чтобы так было всегда и в жизни.
8. Домашнее задание Написать сказку о глаголе по началу « Жил-был глагол» или сочинение « Моя любимая сказка», используя глаголы в разных наклонениях.
|
|