Памятник Святому Макарию КалязинскомуМОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы

Всё о школе

Выступление учеников

Родителям

Выступление учеников

Предшкольная группа

Дети предшкольной группы
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ НИКОЛАЕВОЙ

ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Конспект урока в 7 классе, методические рекомендации

Цели:
1) закрепить знания обучающихся по теме «Деепричастие»;
2) учить употреблять деепричастия в речи;
3) воспитывать любовь к родному краю, патриотизм.

Оборудование: компьютер; медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации.


Деепричастия



1. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание
-Ребята, наш урок сегодня посвящен очень интересной теме, а какой – вы сейчас узнаете.(слайд 1)
Подумав,
Подумавший
Подумавшая,
Подумавшие.
-Найдите среди этих слов 4 лишнее.
-Да, подумав. А почему?
-Верно, это слово – деепричастие, о котором мы сегодня и будем говорить, обобщая и повторяя полученные на уроках знания.(сл.2 и 3)
-А повторять эту тему мы будем немножко необычно, путешествуя по нашему городу
- Ребята, мы с вами живём в удивительном городе, на берегу великой русской реки Волги. Все люди любят свою малую родину, вспоминают о ней во время разлуки, желают ей процветания.
- На слайде записано начало предложения «Я хочу, чтобы…», которое нужно продолжить. Поэтому вы, хорошо подумав, должны догадаться, как продолжить эту фразу.

2. Чтение письма.
- Летом по Волге плавает много теплоходов, пассажиры которых любуются видами нашего города, красотой природы и, конечно, делятся своими впечатлениями с близкими людьми. Мне случайно попалось письмо одного мальчика к бабушке. Вот что он пишет: (сл.5)
« Дорогая бабушка! Вот уже несколько дней мы путешествуем по Волге на теплоходе. Сегодня утром проплывали мимо Калязина.Величественно возвышаясь над водой, я увидел белую колокольню.Сверкая в лучах солнца, все любовались её красотой.»
-Почему эти предложения вызывают улыбку?
-Какую часть речи мальчик неправильно употребил?
-Исправьте предложение (устно).

3. Работа с учебником
- Откройте учебник русского языка на стр.91 и прочитайте 1 вопрос.
-Как на него надо ответить?

4. Повторение о деепричастии
-Путешествие по страницам словаря.
(Сл.7)
Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность). Термин был введен в грамматику М.Смотрицким в начале 17 века. Подумайте, как деепричастие связано с причастием.

5.Выбор деепричастий и деепричастных оборотов
- Скажите, а куда обычно везут туристов в нашем городе в первую очередь?
Да, к памятнику св. Макарию Калязинскому, нашему небесному покровителю.(Сл.8) Памятник был установлен в 2008 году.
-Прочитайте текст о Макарии Калязинском, запишите и отметьте графически деепричастия и деепричастные обороты.(сл.9)
- Что такое деепричастный оборот?
Матвей Кожин, став монахом, получил имя Макарий. Желая уединения, он ушёл из Кашина в пустынное место на берегу Волги..Там Макарий стал жить, молясь. Вскоре к нему пришли другие монахи, и был основан мужской монастырь.

6. Работа над исключениями
-Всегда ли деепричастные обороты выделяются на письме запятыми?

8. Повторение о синтаксической роли деепричастий.
- Недавно в нашем городе был установлен памятник воеводе М.В.Скопину –Шуйскому.
- Что вы о нём знаете? (сл.11)
Запишем под диктовку предложение (у доски и в тетрадях):
«Воевода Скопин-Шуйский, двигаясь по левому берегу Волги, приблизился к Калязинскому монастырю и занял его».
-Проверьте записанное. Разберите предложение по членам предложнения. Укажите морфологические признаки деепричастия ( сл.12)

9.Правописание НЕ с деепричастиями.
- О каких орфографических правилах вы узнали, изучая тему «Деепричастие»?
- Вспомните, какие законы действуют, когда необходимо слитно или раздельно написать не с деепричастиями?
- Наше путешествие по Калязину продолжается. Есть в нашем городе место, поистине дорогое для всех калязинцев. Это Парк Победы, Обелиск, к которому каждый год приходят жители города, чтобы возложить цветы, почтить память павших в Великой Отечественной войне.(сл.14)
- Отрабатывая орфографические правила правописания деепричастий, запишем словарный диктант, объясняя слитное и раздельное написание частицы Не деепричастиями. Записывать будем, играя в «Передай мелок».

Ничего не страшась, не жалея жизни, не нарушая клятвы ,не забывая о погибших, возлагая венки, ненавидя врага.
-Проверьте (сл.15)
-Выполните морфемный разбор деепричастия возлагая.
-Что вы можете сказать о корне этого слова?

7.Работа над деепричастиями совершенного и несовершенного вида.
- Найдите в учебнике упр. 187. Вы уже работали над этим упражнением, поэтому ещё раз рассмотрим репродукцию , а ещё вспомним, как в сентябре все школы района участвовали в соревнованиях по футболу на новом стадионе у 5 школы. (сл.10) -запишите деепричастия на тему « Игра в футбол» .(у доски).
1вар. – несов. вида,
2 вар.- сов. вида.
-Как различить вид деепричастий?
-Как они образуются?

10. Творческая работа
- Я уже говорила, что наш город расположен в очень живописной местности. Красота природы привлекает внимание художников, фотографов. Перед вами фото Виктора Морозова из серии «Закат на Волге». Напишите небольшой текст, сочинение-миниатюру по этой фотографии, используя деепричастия. (сл.16) -Проверим.

11. Лингвистическая разминка.
- Деепричастия, деепричастия… . Сколько с ними хлопот: и писать их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Р.Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад». (слайд № 17: звучит стихотворение)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?
- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

12. Подведение итогов.
-Вот и подошёл к концу наш урок –повторение о деепричастии.
- Что же такое деепричастия?
- Нужны ли они в речи?
-На уроке мы говорили не только о деепричастии, но и о нашем родном городе… Как же вы продолжите фразу « Я хочу, чтобы…» -(сл.18)
«Я хочу, чтобы мой родной Калязи стал ещё красивее.
Я хочу, чтобы калязинцы любили свой город.
Я хочу, чтобы все жили счастливо.»

13. Домашнее задание.
- Напишите сочинение-миниатюру «Зима в нашем городе», используя деепричастия.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Книга рекордов

Урок

Учеба

Урок

Свободное время

Перетягивание каната

Коррекционное отделение

Солнышки