|
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ВАЛЕНТИНЫ НИКОЛАЕВНЫ СИВКОВОЙ
ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА
Конспект урока окружающего мира в 4-м классе c методическими рекомендациями
Цели:
1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;
2. Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе;
3. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия): Карточки с кроссвордом и тексты загадок для каждой группы, учебник, толковый словарь.
Список учебной и дополнительной литературы :
- Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2014.
- Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2014.
- Т.Н.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» , 4 класс. М. : ВАКО, 2014,А.К.Верзина «Родной край» Книжное издательство 1963 год
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учащихся.
Здравствуйте, ребята!
Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников сегодняшней встречи.
2.Проверка д/з.
Давайте отгадаем кроссворд.
(Слайд 1)
Работа в группах 1.Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2.Оно варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железо)
3.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
4.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
5. Он чёрный, блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
6.Его на земле больше всего.
Тебе он знаком хорошо.
Без него не обойдутся
Ни машины,ни конфеты,
Ни станки, и ни ракеты. (Алюминий)
7.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Людям помощник настоящий. (Песок)
9.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
По окончании проверка на слайде 1.
- Проверим как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Выполним тест. (Слайд 2 - выбрать правильный ответ нажатием мыши)
Тест «Наши подземные богатства»
(фронтальная работа)
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
а) археологи;
б) геологи;
в) строители.
2. К полезным ископаемым относятся…
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
3. Металлы получают из …
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.
4. При помощи буровых установок добывают..
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…
а) алмаз, известняк, графит;
б) каменный уголь, торф, нефть;
в) железная руда, поваренная соль, мел.
6. В строительстве используются…
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) каменный угол, малахит, антрацит;
в) песок, глина, гранит.
7. В шахтах добывают…
а) каменный уголь, антрацит, железную руду;
б) поваренную соль, жемчуг, гранит;
в) известняк, ракушечник, гранит.
III. Формулирование темы и целей урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей ( слайд 4 - по щелчку).
Спрячешь картофелину- вытащишь много ( слайд 5).
Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд 6).
Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд 7).
Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.
Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как она называется? (Земля).
Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. (Слайд 8)
Чтение стихотворения «Верхневолжье»
Лесов, полей бескрайние просторы,
В лугах ромашки, в рощах-иван-чай,
Чудесный воздух солнечного бора-
Вот он привольный верхневолжский край!
В мороз хрустальный,в росных блёстках летом-
Милей,роднее края не найдёшь,
И как его не воспевать поэтам
За синий лён и золотую рожь!
На столе у учащихся почва. Рассмотрите. Из чего она состоит?
IV. Открытие «новых знаний»
А теперь откройте Толковый словарь, найдите слово "земля" и прочитайте, что там написано.
Земля:
1)Третья от Солнца планета Солнечной системы.
2)Суша
3)Почва,верхний слой коры нашей планеты
4)Рыхлое тёмно-бурое вещество с песком и глиной
5)Страна, государство
6)Территория с угодьями, находится в чьём-то пользовании
-У слова земля есть несколько значений, одно из них - почва.
Давайте вспомним – что такое почва?(верхний плодородный слой земли).
- Из каких веществ состоит почва? (Слайд 9)
- Что является главным свойством почвы? (Плодородие)
Плодородие у разных почв – разное.
Сегодня мы узнаем, какие бывают почвы.
И еще нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».
Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв. Учебник.160-161
Сообщение ученика. Науку о почвах, почвоведение, создал русский ученый-почвовед Василий Васильевич Докучаев . Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
- Сейчас мы рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране.(слайды 11-16)
- В тундре распространены тундровые почвы.
Тундровая почва - светлая, в ней мало перегноя. Почему? (слайд 10).
В тайге- подзолистая почва сероватого цвета (слайд 11).
В лиственных лесах- серые лесные почвы, в ней много песка (слайд 12).
В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд 13).
Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд 14).
Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд 15).
Сделаем производственную паузу - отдохнём.
Физминутка. (Слайд 16)
Ух, ты, семечко-зерно (руки в стороны)
Ляжешь в борозду на дно! (присед)
Ты, не бойся, золотое (руки к лицу)
Ничего что там темно, (присед)
К свету, к солнцу, из земли (руки вверх в приседе)
Ты, росток скорей пошли, (встать)
Как весною, в ранний час (повороты)
Семена взошли у нас (повороты)
Вышли к солнышку из тьмы (потянуться)
Здравствуй, солнце, это мы (махи руками)
Мал ещё росток-ребёнок (наклоны головой)
Только-только из пелёнок, (сесть)
- Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? (Мы живем в лесной зоне, значит у нас преобладают подзолистые почвы. Они могут быть глинистыми и песчаными.)
Сообщение ученика. Чаще всего такие почвы встречаются под хвойными лесами, и там, где эти леса росли раньше. Если снять лопатой верхний слой, то можем увидеть второй слой, серый по цвету похожий на золу.Во время Великой Отечественной войны на территории России, где преобладают чернозёмные почвы, фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
- А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?
- Да, плодородие необходимо сохранять, а как - мы сейчас узнаем из учебника.
(с.162 -163)
Для этого сядьте группами и получите задание для выступления на ученом совете. Перед вами стоит проблема «Как защитить почву?»
1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых? (необходимо снимать слой почвы, а потом класть на прежнее место или использовать его при озеленении территории)
2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву.)
3 группа – чего боится почва? (Ядохимикатов, излишка удобрений, слишком обильных поливов)
Какие самые расространённыеживотные почвы? Сообщение ученика. Дождевые черви - безобидные и почти беззащитные создания.В природе они незаменимы. Эти существа- великие труженики. Они делают почву более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий учёный Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнил их с заботливым садовником, который готовит самую лучшую землю для растений.
V. Закрепление новых знаний.
- А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почвы. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.(Слайд 17)
- Соотнесите почвы и природную зону (слайды 18-24, нужно нажать по правильному ответу)
Сообщение ученика.Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
VI. Рефлексия Рефлексия (слайд 25):
- Сегодня на уроке было интересно...
- Для меня было открытием то, что...
- Свой новый опыт я смогу использовать…
Домашнее задание (если это необходимо на уроке)
1) С.160-163, т.с74
2) Подготовиться рассказать о том, что вы делаете, чтобы растения на вашем участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай
3)Стихи, пословицы, загадки о земле-кормилице.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
1. http://festival.1september.ru/articles/525509/
2. http://festival.1september.ru/articles/418268/
3. http://festival.1september.ru/articles/525495/
4. http://festival.1september.ru/articles/534839/
5. http://stat11.privet.ru/lr/081f1c8daac65ed76a9a0a8c88402fd0
6. http://www.buduin.ru/forum/viewtopic.php?p=401&
7. http://www.jobtoday.com.ua/slovar/slovo.php?gnm=10270
8. http://www.propochvu.ru/tundra.html
9. http://rgo.ru/students/geography/8klass/pk_russkoy_ravniny/
10. http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/034t.htm
|
|