Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ

АНАЛИЗ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ
ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ирина Александровна Саенко, социальный педагог МОУ ГООШ


Организация и деятельность социально-педагогической службы школы основывается на следующих нормативно-правовых документах:
  • Конвенция о правах человека;
  • Закон об образовании Тверской области;
  • Семейный Кодекс РФ от 29 декабря 1995года № 223-ФЗ;
  • Закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (с изменениями от 13.01.2001 г.)
  • Закон Тверской области от 14.02.2007г.36-30 (ред. От 09.11.2007г.) «Об организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области»
  • Постановление Правительства Тверской области от16.10.2012№ 595-пп «О стратегии действий в интересах детей Тверской области на 2012 - 2017 годы»;
  • Приказ Департамента образования Тверской области от 22.07.2008г. №01-19/2201 «О систематизации деятельности социального педагога в образовательных учреждениях Тверской области;
  • Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Калязинском районе на 2012-2014 годы»;
  • Регламент деятельности при непосещении несовершеннолетним образовательного учреждения;
  • Порядок межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально-опасном положении на территории Калязинского района;
  • Устав школы;
  • Должностная инструкция социального педагога МОУ ГООШ и др.локальные акты.
В МОУ ГООШ в 2012-2013 учебном году разработана и была реализована «Программа социально – педагогической деятельности» (далее «программа»). Программа предусматривает деятельность со всеми участниками образовательного пространства: учащимися, родителями, педагогами.

Основная цель программы: создание единой системы профилактической деятельности в образовательном учреждении.

Основным целевым ориентиром деятельности социального педагога являлась подпрограмма «Трудный ребенок», осуществление которой велась по следующим направлениям:
  • система воздействия на подростка девиантного поведения;
  • работы школы по профилактике правонарушений;
  • программа совместной деятельности МОУ ГООШ с ПДН и КДНиЗП по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
  • комплексно-целевая программа по решению проблемы профилактики педагогической запущенности среди учащихся МОУ ГООШ г. Калязина;
  • индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле;
  • совместная работа КЦСОН и МОУ ГООШ;
  • работа Совета Профилактики МОУ ГООШ;
  • профилактическая работа с родителями.
1. Статистические данные

В МОУ ГООШ имеется и систематически обновляется банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и медико-психологической поддержке.

В начале учебного года классными руководителями были заполнены социально-педагогические паспорта классов, на основе которых оформлен социально-педагогический паспорт школы. В нем отражена характеристика контингента обучающихся и их семей по различным критериям.

На начало учебного года На конец учебного года
Общее число обучающихся школы 406 406
Выбыли: 4
Прибыли: 4

Половозрастной состав обучающихся МОУ ГООШ

Количество населенных пунктов, дети из которых посещают школу (название) 11 г.Калязин, д.Матвейково, д. Горбово, д.Алферово, д.Чаплино, д.Иванково, д.Каменка, д.Ярославищи, д.Совачево, д.Новоокатово, д.Овсянниково.

Категории детей группы риска

Категории детей К-во семей К-во детей
Дети-инвалиды 4 4
Дети участников чеченских событий 3 3
Дети, воспитывающиеся в семьях, где родители лишены родительских прав 3 3
Дети, родители которых являются студентами 3 3
Категории семей
Неполные семьи 78 85
Неполные семьи
Многодетные семьи 36 48
Семьи, в которых родители не проживают
с детьми по различным причинам
10 10
Приемные семьи 9 11
Опекунские семьи 11 16
Обучающиеся, проживающие с родителями-инвалидами 3 3
Обучающиеся из семей, находящихся
в социально-опасном положении
2 2
Обучающиеся из семей беженцев и
вынужденных переселенцев
3 3
Социальный статус семей
Условия проживания семей
2. Аналитическая часть

Проблема: Рост числа обучающихся, совершающих правонарушения, семей «социального риска», имеющих проблемы с воспитанием и обучением ребенка в семье.
В течение учебного года социальным педагогом отслеживался уровень социальной адаптации детей «группы риска» через опрос учащихся, классных руководителей, родителей, беседы и наблюдение, проведение классных часов, тренингов, индивидуальной профилактической работы. К сожалению, количество обучающихся, совершивших правонарушения в течение года остается стабильным (кражи, употребление алкоголя, нарушение правил поведения в школе, нанесение телесных повреждений).
Динамика постановки и снятия с учета обучающихся МОУ ГООШ
Результативность:
    1. Количество детей, состоящих на учете в КДНиЗП незначительно снизилось.

    2. Увеличилось количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН.

    3. Количество обучающихся на ВШУ остается стабильным.

    4. 64% обучающихся, состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН и ВШУ не охвачены целесообразно организованной деятельностью во внеурочное время.
Настораживает факт, что снизился возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки:
  • семейное неблагополучие;
  • неблагоприятное бытовое окружение;
  • низкая правовая грамотность несовершеннолетних и их родителей;
  • отсутствие контроля со стороны родителей за поведением, успеваемостью детей;
  • попустительский стиль семейного воспитания;
  • уклонение родителей от исполнения своих обязанностей;
  • отсутствие организованного досуга.
Но основная причина заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.
Семьи на учете в КДНиЗП
3. Профилактическая и коррекционная работа с обучающимися и их родителями.

Согласно программе «Трудный ребенок» с обучающимися и их семьями, состоящими на учете в ПДН, КДНиЗП и ВШУ, организована и ведется систематическая работа по индивидуальным профилактическим программам, рассмотренным и одобренным директором школы, утвержденным КДНиЗП. Ежеквартально оформляется отчетная документация по выполнению программ для МОУО и КДНиЗП, подготовлена информация (36) (характеристики, ходатайства, ответы на представления) по запросу организаций и учреждений.

Социальным педагогом совместно с классными руководителями совершено 33 выхода в семьи обучающихся, состоящих на учете в ПДН, КДНиЗП и ВШУ, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Кроме того, классными руководителями проведено 156 плановых посещений семей согласно графику.

За семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (малообеспеченные, многодетные, семьи вынужденных переселенцев) осуществляется систематический контроль со стороны классных руководителей, социального педагога, замдиректора по ВР и ОП. С родителями поддерживается тесная связь (индивидуальные встречи, родительские собрания, консультации по телефону, внеплановые посещения семьи, оказание материальной помощи, содействие по организации бесплатного питания, оздоровления детей и др.).

Работа по профилактике вредных привычек, преступлений и правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних в течение года проводилась в различных видах и формах и зафиксирована в журнале учета деятельности социального педагога:

С обучающимися:
  • Индивидуальная работа с каждым несовершеннолетним (по необходимости - с привлечением инспектора ПДН Кордияк Л.С.) (56).
  • Групповые консультации и профилактические беседы на правовые темы: «Устав школы», «Правила поведения в школе», «Уголовная и административная ответственность» в 5-х, 7-х, 8-х, 9-х классах. (24)
  • Классные часы в 8-9 классах по профилактике наркомании «Быстрый «кайф» – быстрая смерть».
  • Классные часы по профилактике наркомании в 7-х классах «Я выбираю жизнь».
  • Игра-тренинг в 7-х классах «Что такое толерантность?»
  • Тренинг для учащихся 9-х классов «Еще раз о толерантности…»
  • Анкетирование учащихся 7-х классов на выявление знаний и наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, табакокурение).
  • В рамках профориентационной работы проведены классные часы в 9-х классах «Кем быть? Вот в чем вопрос...»
  • Подготовлены буклеты для выпускников по профессиональному самоопределению.
  • Проведено обследование степени и особенностей приспособления обучающихся 5-х классов к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.
  • Проводился систематический мониторинг занятости несовершеннолетних в период каникул.
С родителями:
  • Индивидуальные беседы и консультации родителей (34), на которых неоднократно разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации о режиме дня, о взаимоотношениях с подростком, о поощрении ребенка в семье, о разрешении конфликта с собственным ребенком, о целесообразной организации досуга ребенка.
  • Родительские собрания в 8-9 классах «Роль семьи в профилактике наркомании».
  • Подготовлены памятки для родителей «Опасности, признаки и последствия употребления наркотиков».
  • Родительские собрания в 7-х классах «Подростки и родители», «Подросток в мире вредных привычек».
  • Родительский мастер-класс в 3-х классах «Поощрение и наказание детей в семье».
  • Родительское собрание в 5-х классах «Я – пятиклассник».
  • Проведено анкетирование родителей обучающихся 1-9-х классов с целью изучения степени удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми МОУ ГООШ.
  • Подготовлены и проведены инструктажи с обучающимися «группы риска» и их родителями «Правила противопожарной безопасности в период зимних каникул» и «Как организовать летний отдых ребенка».
Занятость обучающихся, состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН и ВШУ
Просветительская и консультационная работа с педагогическим коллективом:
  • Индивидуальные беседы и консультации учителей-предметников и классных руководителей по работе с обучающимися «группы риска», оформлению отчетной документации (56).
  • Выступления на педагогических советах и совещаниях с докладами, информацией, результатами анкетирования и диагностики (8).
Подготовлены информационные справки:
  • «Об итогах проверки организации учебного процесса в первом классе в период адаптации учащихся к школьной жизни».
  • «Адаптация обучающихся 5-х классов»;
  • «Качество оформления отчетной документации классных руководителей по работе с обучающимися «группы риска»».
  • «Качество работы классных руководителей с обучающимися 7-х классов, находящихся в трудной жизненной ситуации, находящимися на учете в ПДН, КДНиЗП, ВШУ».
В школе ведется учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей, формируется банк методических рекомендаций и сценариев различных форм организации работы с несовершеннолетними и семьями «группы риска», оформляется документация по учету конфликтов среди несовершеннолетних, отклонений в развитии, правонарушений. За прошедший учебный год было рассмотрено и разрешено 12 конфликтных ситуаций между обучающимися, между обучающимися и родителями.

По экстренным сигналам КДНиЗП, ПДН осуществлялась оперативная работа группы социально-педагогической поддержки (социальный педагог, классный руководитель, инспектор ПДН, ответственный секретарь КДНиЗП) с выходом в семью, обследованием жилищно-бытовых условий и взаимоотношений в семье с составлением акта посещения семьи, беседой с родителями и индивидуальной беседой с ребенком.

В течение всего учебного года руководством школы, социальным педагогом и классными руководителями велась систематическая работа по профилактике опозданий и пропусков занятий по неуважительным причинам. В школе отсутствуют несовершеннолетние обучающиеся, не посещающие систематически ОУ без уважительных причин. Все пропуски занятий подтверждаются соответствующими документами (медицинскими справками, заявлениями родителей и др.).

Все несовершеннолетние, состоящие на учете в КДНиЗП, ПДН и ВШУ не имеют задолженностей и успешно завершили учебный год.

4. Деятельность Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних (далее Совет профилактики)

В рамках «Программы социально–педагогической деятельности» и согласно положению ведется работа Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе. За 2012-2013 учебный год было проведено 8 заседаний совета Профилактики. На заседания Совета по профилактике приглашались педагог-психолог, классные руководители, обучающиеся (39), родители/лица, их замещающие (24), ответственный секретарь КДНиЗП, инспектор ПДН.

Деятельность Совета по профилактике была направлена на предупреждение и коррекцию противоправного поведения, курения и употребления алкоголя обучающихся МОУ ГООШ, профилактику травматизма, аморального поведения родителей и обучающихся, активизацию воспитательной деятельности родителей.

Вопросы, рассматриваемые на заседаниях Совета профилактики: нарушение школьной дисциплины, рассмотрение ходатайств об оказании материальной помощи обучающимся, результаты индивидуальной профилактической работы и успеваемость обучающихся «группы риска», наличие положительной или отрицательной динамики, постановка и снятие с внутришкольного контроля детей и семей «группы риска», организация отдыха обучающихся в период каникул.

На заседаниях Совета профилактики также обсуждались текущие организационные и аналитические вопросы работы по профилактике (планирование работы по различным направлениям, отчеты, информационные карты и характеристики обучающихся, нормативные и другие локальные документы, рассматривались заявления классных руководителей о постановке на внутришкольный учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении и др.).

Между заседаниями Совет профилактики не прекращает работу. Ежедневно социальный педагог Саенко И.А. и заместитель директора по ВР Дроздова Н.Е. занимаются текущими вопросами организации воспитательной работы, профилактики безнадзорности и правонарушений. При активном содействии членов Совета профилактики в школе проводятся мероприятия по пропаганде правовых знаний, по профилактике правонарушений, пропаганде ЗОЖ, профилактике наркомании, табакокурения, употребления алкоголя несовершеннолетними, по организации внеурочной занятости и досуга учащихся.

Показатели результативности работы по профилактике правонарушений:
  • Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе.
  • Увеличение количества обращений педагогов и родителей за социально-педагогической помощью и решение поставленных проблем.
  • Снижение количества необоснованных пропусков учащихся в результате строгого контроля посещаемости и взаимодействия с родителями обучающихся. Для повышения эффективности профилактической работы в 2013-2014 учебном году необходимо обратить внимание на следующее:
  • Классным руководителям планировать и проводить работу с детьми социальных групп риска, направленную на профилактику отклонений в поведении не эпизодически, а систематически, планируя ее в соответствии с уровнем воспитанности класса, социальным статусом детей и семей, интересами, потребностями и возможностями обучающихся и их родителей.
  • Классным руководителям продолжать взаимодействие с Советом профилактики школы по вопросам адаптации вновь прибывших учащихся и учащихся 5-х классов, проблемам нарушения школьной дисциплины, пропусков учебных занятий, семейного неблагополучия.
  • Активизировать работу методического объединения классных руководителей.
5. Взаимодействие с ОВД, КДНиЗП, КЦСОН и ЦРТДЮ «Радуга», КЦЗН.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится социальным педагогом не только в тесном контакте с классными руководителями, педагогом-психологом, руководством школы, но и в постоянном сотрудничестве с КДНиЗП при администрации района, ПДН ОВД Калязинского района, органом опеки и попечительства при администрации района, комплексным центром социальной защиты населения, центром развития творчества детей и юношества «Радуга», Центром занятости населения.

В начале и в конце учебного года совместно с инспектором по делам несовершеннолетних сверялись списки детей, состоящих на учете в ПДН. В целях защиты прав ребенка социальный педагог присутствовал на допросах обучающихся школы (11).

Функционировали дни инспектора ПДН ОВД и ответственного секретаря КДНиЗП в школе, во время которых проводилась индивидуальная и коллективная профилактическая работа: беседы, консультации учащихся и родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями, проведение совместных рейдов в семьи обучающихся, выступления на классных часах и родительских собраниях, участие в работе Совета профилактики.

В рамках межведомственного взаимодействия была организована экскурсия в Калязинский краеведческий музей и чаепитие для обучающихся, состоящих на учете в КДНиЗП и их родителей. Социальным педагогом посещались заседания КДН и ЗП (6), предоставлялась вся необходимая документация (характеристики, представления, информации на учащихся). За 2012-2013 учебный год рассмотрены на КДНиЗП 8 обучающихся и 5 семей.

Совместно с Центром развития творчества детей и юношества «Радуга», центром занятости населения организовано трудоустройство обучающихся 7-9-х классов: 36 человек, в том числе - подростков «группы риска» - 5 человек, в свободное от занятий и каникулярное время.

Для детей, находящихся на индивидуальном обучении КЦСОН были организованы подарочные наборы школьных принадлежностей на начало учебного года. Трое обучающихся были обеспечены бесплатными путевками в санаторий «Прометей» (1), в загородный лагерь «Буревестник» (2). Льготными путевками в летний оздоровительный лагерь при МОУ ГООШ обеспечены 74 обучающихся (49 - первая смена, 25 - вторая) из числа состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН ОВД, ВШУ и из малообеспеченных, многодетных, неполных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В целях создания необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства осуществлялось тесное взаимодействие с главным специалистом органа опеки и попечительства Калязинского района Погониной Г.Б. По двум выявленным фактам проживания ребенка отдельно от родителей проведена оперативная работа с активным привлечением родителей и других родственников. Оба подростка поставлены на внутришкольный учет. Семьи несовершеннолетних находятся на особом контроле руководства школы и социального педагога, с родителями ведется воспитательная и разъяснительная работа.

6. Охрана прав детей. Социальный патронаж семьи и детей.

В МОУ ГООШ составлен и систематически обновляется банк данных приемных и опекунских семей. На начало и окончание учебного года таких семей - 20, в них детей - 27.

Статус семьи К-во семей К-во детей
Приемные семьи 9 11
Опекунские семьи 11 16

Социально-педагогическая защита прав ребенка в МОУ ГООШ реализуется инспектором по охране прав детства Лебедевой Е.А., социальным педагогом Саенко И.А. и классными руководителями по следующим направлениям:
  • профилактическая работа с обучающимися: проведение индивидуального собеседования, посещение на дому, контроль за занятостью во внеурочное время, диагностика;
  • профилактическая работа с родителями: встречи и беседы с опекунами и приемными родителями, наблюдение за семьями, выявление неблагополучия в семье;
  • защитно-охранная деятельность: сотрудничество с органом опеки и попечительства, выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, применение срочных мер для создания условий жизнеобеспечения детей и подростков.
Семьи, где живут дети, находящиеся под опекой, в течение года получали помощь и поддержку со стороны государственных органов, моральную и консультационную со стороны образовательного учреждения. Традиционными стали посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий в октябре, апреле.

В актах обследования, в информации на опекаемых детей содержится оценка условий воспитания, выводы и предложения по устранению выявленных недостатков, отражается, какая работа была проведена в семье, и какая помощь в воспитании ребенка была оказана.

По результатам проверки выявлено: все дети имеют хорошие условия для занятий, сна и отдыха. Все опекуны ответственно исполняют свои обязанности по содержанию, обучению и воспитанию подопечных, посещают классные родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов.

7.Организация питания обучающихся

На основании приказа от 31.08.2012г. №7 «Об организации питания обучающихся, воспитанников дошкольной группы» и в рамках межведомственного взаимодействия с КЦСОН (договор от 01.09.012г.) в школе было организовано:
  • бесплатное двухразовое питание обучающихся 1 — 4 классов;
  • льготное двухразовое питание обучающихся основной ступени из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (42 человека).
Всего было охвачено бесплатным питанием 211 чел. Для учащихся, не получающих бесплатного питания - организовано платное питание за счет средств родителей стоимостью 30 руб. в день.

Выводы:
    1. Запланированные мероприятия на 2011-2012 учебный год социальным педагогом выполнены.

    2. Стабильным остается число опекаемых детей, детей из многодетных семей, детей из неполных семей.

    3. Остается значительным число детей «группы риска» и учащихся, состоящих на внутришкольном контроле (низкая успеваемость, несоблюдение школьной дисциплины, совершение административных правонарушений). Данная категория детей требует повышенного внимания в работе социально–педагогической и психологической службы.

    4. Постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями «социального риска».

    5. Недостаточно четким является внутреннее взаимодействие между классными руководителями, зам.директора по ВР и социальным педагогом школы, что снижает эффективность профилактической и оперативной работы.
На основе полученных результатов мониторингов и проделанной работы определены цель, задачи и функции социально-педагогической службы на 2012-2013 учебный год: Цель: создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в школе, семье и социальном окружении.

Задачи:
    1. Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.

    2. Организация своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся и родителям, а так же детям «группы риска», которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении.

    3. Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.

    4. Осуществление делового партнерства по работе с семьями «социального риска» и детьми «группы риска» с КДНиЗП, ПДН ОВД, отделом опеки и попечительства, КЦСОН, КЦЗН, ЦРТДЮ «Радуга», учреждениями дополнительного образования.

    5. Разработка и реализация программы по профориентации подростков «Мир труда и профессий» с целью социальной адаптации в современном обществе.

    6. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
Для реализации поставленных задач на 2012-2013 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
    Профилактическая функция:
  • изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
  • правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
  • учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.
    Защитно-охранная функция:
  • создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
  • подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
  • индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта
    Организационная функция:
  • организация групповых тематических консультаций с приглашением юриста, психолога, врачей, инспектора ПДН.
  • обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
  • контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства, с правоохранительными органами, с общественными организациями.
  • организация школьных мероприятий по профилактике вредных привычек, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.


Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки