Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ - УЧАЩИМСЯ
ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
Игра-тренинг для учащихся 7-х классов
Автор: Ирина Александровна Саенко

Что такое толерантность

Цель: создание условий для формирования толерантности обучающихся в условиях общеобразовательной школы, попытаться формировать активную жизненную позицию.

Задачи:
Воспитательная: воспитывать личностные качества на основе уважительного отношения к другим людям, гордиться традициями России и своими родителями.
Образовательная: дать представление о толерантности личности, попробовать самому стать более лояльным к другим людям, продемонстрировать многоаспектность понятия «толерантность».
Развивающая: развитие ценностных ориентаций личности; уметь высказывать собственную точку зрения, попытаться принимать и понимать людей такими, какие они есть, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность всех членов коллектива, развивать фантазию и экспрессивные способы самовыражения, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: мяч, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, цветная бумага, листы чистой бумаги (по количеству групп), карточки с высказываниями (4, по количеству групп), карточки с высказываниями о мобильном телефоне, «чаша толерантности», изображения фруктов.

Ход мероприятия:

1. Вступительная беседа. Социальный педагог. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Слайд. tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

2. Упражнения “Снежинки”.
Слайд 4. Алгоритм:
1. Молча возьмите листок.
2. Сложите его пополам.
3. Оторвите правый верхний угол.
4. Сложите ещё раз пополам.
5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.
6. Ещё раз сложите пополам.
7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.
8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.
3. Разминка «Комплименты», Слайд 5.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек», или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

4. Разбивка на группы

Учитель выбирает по одному человеку в каждую из четырех групп, следующего члена группы выбирают уже сами ребята, причем с условием, что мальчики выбирают девочек, а девочки – мальчиков.

4. Интерактивное упражнение «Российский экспресс» Слайд 6.

На интерактивной доске представлен список пассажиров. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?». Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных. Каждая группа – купе. Цель – проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы.

Обсуждение.
- Трудно ли было придти к единому мнению?
- Почему у разных групп ответы оказались разными?
- Почему иногда ответы совпадали?
- Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
- Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
Список:
Студент
БОМЖ
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком
Кавказец – мусульманин
Африканский студент
Молодая женщина с красивой дочкой
Рефлексия.
- Какое влияние оказывают стереотипы на поведение человека?
- Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих?
5. Проведение круглого стола на тему «Толерантность». Слайд 7.
  • Не делай другому того, от чего больно тебе.
  • Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
  • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
  • Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.

6. Упражнение «Домино» Слайд 8.

Ход игры: напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особенное домино».

Правила игры: первый участник (желательно – ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики – «С одной стороны, я ношу очки, с другой – люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое, подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны – у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино – можно построить круг или типичную «доминошную» структуру.

Вопросы для обсуждения:
  • что участники чувствовали, пока ждали, чтобы к ним кто-нибудь «прицепился»;
  • старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;
  • что нового они узнали друг о друге;
  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.

Слайд 9-10.
Определение толерантности:
  • сотрудничество, дух партнерства;
  • готовность мириться с чужим мнением;
  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение прав других;
  • принятие другого таким, какой он есть;
  • способность поставить себя на место другого;
  • уважение права быть иным;
  • признание многообразия;
  • признание равенства других;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  • отказ от доминирования, причинения вреда и насилия
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

7. Упражнение «Перепиши сказку» Слайд 11.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
  • – О чём эта сказка?
  • Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
  • Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
  • Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
  • Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
  • Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

8. Ток шоу «Точка зрения». Слайд 13.

Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске.
Остальные учащиеся – зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе»

Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли:
1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников.
2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках.
3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу.
4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся.
5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора.
6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора.
7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным.
Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы — поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участники конце игры делают выводы о том, что они увидели.
  • Из-за чего разгораются конфликты?
  • Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса
  • К каким результатам приводят конфликты?
9. Подведение итогов. Рефлексия

Что нового и полезного вы узнали на уроке? Ответы запишите на бумажных фруктах и поочерёдно зачитайте классу, а затем прикрепите их к «Чаше толерантности». Сегодня на уроке мы с вами наполнили чашу решения конфликтов, пускай оно напоминает нам о правилах общения в коллективе. Оцените урок выбросом пальцев по пятибалльной системе.



Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки