Всё о школе
|
 |
|
Родителям
|
 |
|
Предшкольная группа
|
 |
|
|
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ЧИСТЯКОВОЙ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ VIII ВИДА
Доклад на районном смотре–конкурсе
«Ярмарка новых педагогических идей».
Здравствуйте! Я предоставляю вашему вниманию опыт своей педагогической деятельности. Слайд №1.
Слайд №2.
«Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов».
Ирина Сергеевна Якиманская - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии.
Слайд №3.
В отделении коррекционного обучения учатся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети с нарушениями интеллекта. Они малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Такое качество, как выносливость, у обучающихся с ОВЗ развито недостаточно. У наших детей имеются недостатки физического развития: дефицит роста, веса или наоборот. Есть обучающиеся с задержкой физического развития. У таких детей идёт отставание в развитии от детей с нормой, в среднем на три года.
Слайд №4.
Одним из эффективных принципов по обучению таких детей является личностно-ориентированный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка. Более 70% времени бодрствования ребёнка связано со школой и школьная образовательная среда, по данным Института возрастной физиологии РАО, порождает факторы риска нарушений здоровья школьников. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является первостепенной задачей нашего образовательного учреждения.
Слайд №5.
И я, как учитель физкультуры, считаю своим долгом на уроках развивать физические способности каждого обучающегося. Считаю, что улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход к личностно ориентированным методам обучения и воспитания, которые базируются на индивидуальных возможностях обучающегося.
Слайд №6.
Для этого в своей работе использую методику, которая заключается в создании максимально благополучных условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого, включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на основе личностно - ориентированного подхода, в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности. Мною используются такие физические упражнения, которые формируют определённые двигательные качества, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. Для детей с ОВЗ (8 вид) не существует контрольно-измерительных тестов (нормативов), присущих определённому возрасту и полу.
Слайд №7.
Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе я условно делю детей ещ? на несколько групп:
- слабо физически развитые дети, слабо развитая мышечная мускулатура и с нарушениями координации движений;
- слабо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
- достаточно хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Для слабо физически развитых детей специально подбираю простые лёгкие упражнения не вызывающие сильного общего напряжения, снижаю нагрузку, разрешаю делать упражнения в произвольном темпе под индивидуальный счёт, при этом постоянно словесно поощряю детей для повышения их успешности.
Для сильной группы даю упражнения более сложные для общего развития, что бы при этом развивались не только физические, но и умственные способности. Увеличиваю физическую нагрузку (увеличивается время выполнения, количество раз), предлагаю выполнение упражнений по словесной инструкции учителя.
Слайд №8.
С целью поддержания интереса обучающихся и учета их психофизических особенностей, применяю разнообразные формы организации обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Урок планирую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возрастом задания усложняю. На каждом уроке при выполнении заданий соблюдаю дидактический принцип «от простого к сложному». Упражнения усложняю в зависимости от того, как владеют техникой ученики.
Слайд №9.
Графики. Ежегодно два раза в год (сентябрь, май) я провожу контрольное тестирование двигательной активности обучающихся, в которое входит бег, прыжки, метание, броски мяча-медбола, наклоны и поднимание туловища. Цель такого тестирования выявить не лидеров по критериям, а индивидуальное физическое развитие каждого ребёнка и, как следствие, повышение интереса к урокам физкультуры, возникновение чувства успеха, положительного эмоционального настроя.
Слайд 10.
У большинства детей в процессе обучения прослеживается положительная динамика развития двигательной активности. У каждого ребёнка совсем незначительное, но повышение результата по показателям тестирования.
Слайд 11.
У детей отмечается заинтересованность в улучшении своего результата, они постоянно сравнивают полученный результат с предыдущим, стараются анализировать свои удачи и неудачи, понять технику выполнения упражнения. У них возникает потребность в многократном повторении двигательного действия.
Слайд №12.
Считаю, что двигательную активность необходимо развивать не только в урочной деятельности, но и во внеурочное время. Так мною организуются и проводятся в школе «Дни здоровья» (1 раз в четверть), которые проводятся на свежем воздухе, «Малые олимпийские игры», «Весёлые старты», «Эстафеты» для обучающихся начального звена, общешкольные соревнования по гимнастике, «Зимняя зарница», «Лыжные эстафеты» и многие другие мероприятия.
Слайд №13. Слайд №14
По итогам мероприятий обучающиеся получают заслуженные награды. Следует отметить, что во время соревнований учитываются результаты всех обучающихся, это позволяет каждому ученику дать минимальный анализ своим возможностям, почувствовать уверенность в своих силах, положительный эмоциональный настрой.
Слайд 15.
За последние три года возросло число обучающихся принимавших участие в районных лыжных соревнованиях «Лыжня России» с 13% до 18%. Два года подряд – призовые места (2010-11 уч.год III место и 2011-12 уч.год II место.
Слайд 16.
Участие в районных соревнованиях даёт нашим детям поверить в себя и свои силы, формирует навык умения вести себя в обществе, учиться преодолевать внутренние страхи и в дальнейшем более успешно пройти социализацию.
Слайд №17 Вывод.
Мои ученики направляют свои усилия на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Школьник должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым.
Слайд №18. Спасибо за внимание!
|
Книга рекордов
|
 |
|
Учеба
|
 |
|
Свободное время
|
 |
|
Коррекционное отделение
|
 |
|
|