|
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА НАТАЛЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ ЭТАЛОВОЙ
«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Защита опыта работы
Слайд 2 В отделении коррекционного обучения учатся дети с отклонениями в развитии. В отличие от здоровых детей, они трудно усваивают учебный материал, у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде.
Слайд 3 Я хочу предоставить вашему вниманию развитие некоторых психических процессов у здоровых детей и детей, которые учатся в ОКО.
Внимание у наших детей обладает невозможностью сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности, наблюдаются трудности в распределении внимания, в то время как здоровый ребёнок довольно долго сохраняет внимание на исследуемых объектах. У нормально развивающегося ребёнка в начальной школе отмечается произвольное запоминание, он легко запоминает слова, восстанавливает последовательность действий. У ученика нашей школы наблюдается слабость памяти, трудность в получении и сохранении информации, ее воспроизведении, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Эпизодическая забывчивость (переутомление нервной системы из-за общей её слабости). У здорового ребёнка в начальных классах формируется словесно-логическое мышление с переходом в абстрактное. Наши дети отличаются сниженной активностью мыслительных процессов и слабой регулирующей ролью мышления, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
Слайд 4 Практически всем учителям начальных классов коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радости перед школой? Я полагаю, что да! Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.
Я полагаю, что коррекционная работа с ребёнком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность.
«Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Поэтому, очень важно, чтобы коррекционная работа носила опережающий, предвосхищающий характер. В своей работе я стремлюсь не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, а к тому, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и формирования личности.
Слайд 5 Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. А в коррекционной школе он является главным регулятором всего образовательного процесса. В основных положениях единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено: дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Слайд 6 Поэтому перед собой ставлю цель: поиск наиболее оптимальных путей обучения и развития познавательной и социальной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 7 Выпускник начальной школы коррекционного отделения должен обладать следующими качественными характеристиками:
- освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования;
- иметь повышенный уровень развития высших психических функций в сравнении с результатами начальных показателей;
- овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля;
- иметь начальные представления и навыки коммуникативно-речевого общения;
- владеть навыками самообслуживания и личной гигиены;
- овладеть элементарными трудовыми навыками и умениями.
Слайд 8 Для достижения выше заявленной цели, считаю необходимым использование в образовательном процессе наряду с традиционными и современные инновационные технологии обучения. Их грамотное сочетание обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, положительной мотивации к учению.
В своей педагогической практике применяю следующие современные образовательные технологии:
- игровая
- здоровьесберегающие
- дифференцированного обучения
- деятельностного обучения
- интегрированного обучения
- метод проектов
- ведение ученического «Портфолио»
Более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов и технологии деятельностного метода обучения.
Слайд 9 Вместе с детьми работаем над созданием школьных проектов, участвуем в муниципальных конкурсах, региональных проектах, творческих проектах Всероссийского значения. Назову некоторые из них:
- Социально - патриотический проект «Вахта памяти». Мультимедийный проект «Вахта памяти» был представлен в Тверском областном институте усовершенствования учителей.
- Мультимедийная презентация о героях-калязинцах «Герои минувшей войны» размещена в социальной сети Интернет.
- Муниципальные конкурсы: фотоконкурс «Вдохновляйся весна», фестиваль детского творчества Божья искорка.
- Участие в региональном проекте «Время добрых дел» в различных конкурсах и акциях: «Сохраним реку Волгу,
«Очистим планету от мусора», «От чистого двора к чистой планете»
«Альтернативная новогодняя ель»
- Участие в творческих проектах на сайтах Всероссийских конкурсов: это Академия развития творчества «Арт-талант», «Алые паруса».
Слайд 10 Для того, чтобы реализовать данные формы работы с детьми, необходимо осуществлять совместную деятельность с различными учреждениями и организациями города художественная школа, Детская библиотека района, Дом ремёсел. Привлекаю к работе родителей обучающихся, сотрудничаю с учителями школы, руководством и воспитателями детского дома «Родничок».
Слайд 11 Например, при реализации школьного патриотического проекта «Вахта памяти». Участниками проекта стали:
- Обучающиеся отделения коррекционного обучения
- Родители учеников
- Педагоги отделения коррекционного обучения
- Ветераны ВОВ, очевидцы военных лет – дети войны
- Детская районная библиотека
Слайд 12 Для реализации данного проекта был составлен план мероприятий по подготовке и проведению мероприятий ко Дню Победы. Мы знакомились с художественной литературой о ВОВ, читали и разучивали стихотворения о войне; прослушивали военные песни.
Так же мы с детьми подготовили внеклассные мероприятия, организовывали встречи с ветеранами ВОВ, мною была спланирована совместная работа с учреждениями культуры. Дети активно участвовали в конкурсах рисунков, чтецов. Совместно с детьми, родителями и воспитателями выполняли поздравительные открытки для ветеранов.
В завершении проекта были проведены запланированные праздничные мероприятия, экскурсии, по итогам проекта составлены презентации. Подобная работа проводится при реализации каждого проекта.
Слайд 13 Результатом совместной деятельности являются наши достижения:
- Всероссийский творческий конкурс Академии развития творчества «Арт-талант» «Мой друг» в номинации «Декоративно-прикладное искусство - диплом 1 место.
- Всероссийский творческий конкурс Академии развития творчества «Арт-талант» «Самая волшебная ночь в году» в номинации «Новогодний рисунок» - диплом 1 место.
- Всероссийский открытый творческий марафон «Пускай снежинка не растает» в номинации «Декоративно-прикладное творчество» диплом 2 место.
- Всероссийская занимательная викторина «На заснеженной полянке» диплом 3 место.
Слайд 14
- Всероссийский творческий конкурс «Яркие впечатления» в номинации «Рисунок» (диплом 2 место).
- Всероссийский творческий конкурс, посвящённый Дню Матери в номинации «Подарок для мамы» диплом 3 место.
- Всероссийская дистанционная викторина «Мир вокруг нас» (диплом 3 место).
Слайд 15 Моя деятельность как педагога и классного руководителя отмечена грамотами и благодарностями учреждений культуры нашего города, благодарностью за активное участие в работе социальной сети интернет работников образования, дипломами педагога, подготовившего победителей в различных конкурсах и викторинах Всероссийского уровня.
Слайд 16 Достижению стабильных результатов способствует поддержка коллег, сотрудничество с родителями и воспитателями детского дома «Родничок».
Слайд 17 Таким образом, целенаправленная работа по формированию познавательной и социальной активности обучающихся обеспечивает становление личности обучающихся с ОВЗ, позволяет им освоить общеобразовательные программы по предметам на уровне, достаточном для продолжения образования в основном звене отделения коррекционного обучения и сохраняет учебную мотивацию.
Слайд 18 Спасибо за внимание!
|
|