Памятник Святому Макарию КалязинскомуМОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы

Всё о школе

Выступление учеников

Родителям

Выступление учеников

Предшкольная группа

Дети предшкольной группы
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ НИКОЛАЕВОЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ ЛЕКСИКА
Конспект открытого урока в 5 классе

Цели урока:
  • обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения данной темы;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употребление синонимов, антонимов;
  • воспитание потребности пользоваться словарём;
  • повторение и закрепление понятий «метафора», «олицетворение», «эпитет», «сравнение»;
  • формирование представления о роли изобразительных средств в языке и речи;
  • воспитание чувства любви к родному слову, гордости за народ-носитель богатого, яркого, эмоционального языка.
Оборудование: толковые словари, презентация, кейсы, листы с вопросами.


Лексика Повторение

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

2. Постановка проблемы.
1) А.С. Пушкин сказал: «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений»
- Почему я взяла эти слова?
-Какое отношение к теме урока они имеют?
-А что вам помогло это понять?
-Что мы сегодня будем повторять? Какой раздел русского языка?

2) - А вот слова известного писателя К.Г. Паустовского: « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать русским словом».
-О каких чудесах говорит автор?
-Какую цель мы ставим на уроке?
- Что мы будем делать?
- Сегодня мы и постараемся ответить на вопрос, какие чудеса можно творить с русским словом.

3. Терминологический диктант. ( у доски и в тетрадях)
а. Слова, имеющие несколько лексических значений
б. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
в. Слова одной и той же части речи, разные по написанию и звучанию, но близкие по значению
г. Слова… имеющие противоположное значение
д. Одно из времён года, которое наступает после осени и характеризуется низкой температурой и осадками в виде снега.

- Что в этом диктанте вызвало ваше недоумение? Почему? ( Диктант терминологический, а мы написали о зиме)
- А как вы думаете, зачем я включила данное слово в диктант?
- А как зима может нам помочь повторить изученное по «Лексике»?
- Верно, ведь уже вовсю хозяйничает зима, это удивительно сказочное время года. И именно зима нам поможет повторить изученное о Лексике.
- Когда мы писали диктант, что я вам называла? (толкования слов)
- Где мы можем посмотреть толкования слов? ( в толковых словарях)
- Верно.
- Какие знаете толковые словари?

4. Работа с толковым словарём учебника.
- Раз сегодня у нас «зимний» урок, какие слова вы должны найти в словаре? Догадались?
- Поработайте в парах, найдите их, запишите в тетрадь. Составьте с 1 предложение.
- Соотнесите слова, выписанные из словаря, со словами терминологического диктанта.
- Какие слова вы выписали? Как узнали, что синонимы? Какие из слов синонимы?
-А что ещё можно сказать о значениях этих слов? ( Однозначные).
А как узнали?
- А какие ещё есть слова?
- А что знаете о многозначных словах?
- Какие бывают значения у слов?
- Вам предлагается 3 словосочетания. Назовите то, где прилагательное употреблено в переносном значении. Как догадались?
- Составьте с этим словосочетанием распространённое предложение.
- В каком значении вы употребили его в предложении?
- А как называются изобразительные средства языка, основанные на переносном значении слов? ( эпитеты, метафоры. олицетворения)
-Для чего их употребляют в речи?
- Где часто встречаем эпитеты, метафоры, олицетворения?( в худ. произведениях)
САМООЦЕНКА ( на полях тетради)
-Кто поставил 5? 4? 3?

5. Физминутка.

6. Работа над стихотворением А. Комлева « Предзимье в Калязине».
- Перед вами строки из стих. нашего земляка А.Д.Комлева.
Прочитайте их выразительно.

Запуржит, завоет скоро вьюга,
Снег засыплет землю и дома,
Завершеньем годового круга
К нам придёт красавица-зима.
Выйдешь утром – солнце, снег искрится,
Как под поролоном спит река,
Бор заиндевелый серебрится,
Колокольня смотрит свысока…


- При помощи каких слов автор показал красоту зимней природы?
- Работа в парах.
-Выпишите из стихотворения примеры , где употреблены слова в переносном значении.
По возможности определите вид изобразительного средства( завоет вьюга,придёт красавица-зима,спит река, колокольня смотрит свысока– олицетворения; бор серебрится – метафора, как под поролоном- сравнение.)
-Что вы записали-? Проверим.
- А что такое поролон?
- обратимся к словарю ( 1 человек)
-Почему Комлев использует это слово для обозначения снежного покрова?

- Работаем в парах. Подберите синонимы к словам, значение которых не совсем ясно:
Запуржит-завьюжит, закружит,
Заиндевелый- заснеженный
Серебрится- блестит. сверкает

- какие условия должны помнить, чтобы правильно подобрать синонимы?
САМООЦЕНКА
-Кто поставил какие оценки?

7. Работа с кейсами в группах.
1 группа и 3 группа.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы,
И зима настала. ( И.Суриков)


2 группа и 4 группа.

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали.
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А.Фет)


1 и 2 группы ищут слова в переносном значении.
3 и 4 группы подбирают синонимы и антонимы из стихотворения к данным в кейсе словам
Все группы должны ответить на вопрос: как подтверждаются слова Паустовского данными стихотворениями.
-Пользуйтесь словарями!

Проверка:
Лес принакрылся шапкой, лес заснул, пришли морозцы.
Блещут хрустали. Серебристый пух, ветер спит, воздух робеет.
- Какие изобразительно-выразительные средства используются здесь?
- А что ещё заметили?
-Как догадались?
Синонимы: пушистый-мягкий, пышный, кружится – танцует, крепко- непробудно, тихо-неслышно,чудной-дивной, волшебной. Белых- снежных, оледенелых- морозных, хрустали-,льдинки, блещут-сверкают, ясный – светлый.
Антонимы: белый- чёрный, крепко-чутко. Утро-вечер, коротки- длинны, вдали-вблизи. Тишина- шум, холодный-тёплый, робеет-храбрится.
САМООЦЕНКА
Поднимите руки, кто поставил 5? 4? 3?

-Какой вывод мы можем сделать?
Как помогают поэтам слова с переносным значением?
А для чего нужны синонимы? А антонимы?
-какие чудеса сотворили Суриков и Фет с помощью русского слова?
- Подтвердили мы слова Паустовского?

8. Творческая работа.
Подобрать антонимы и синонимы. Записать их в тетрадях.
- какие слова можно использовать для характеристики урока?

9. Домашнее задание:
Сложное: написать сочинение-миниатюру о зиме, используя эпитеты, метафоры, олицетворения.
Несложное: составить 5 предложений, используя слова в переносном значении.

10 Закончи предложения.
  • Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня …
  • Самым интересным на занятии для меня было ….
  • Самым неинтересным на занятии для меня было ….
  • Я научился ….
  • Мне понравилось ….
  • Я был бы рад, если бы …
  • Я буду вспоминать о …
11. Оценки.

12. Работа над высказываниями писателей.
- перед вами 3 высказывания писателей.
-Как вы лумаете, какими словами мы можем закончить урок?
Тот народ, который создал такой язык, -
поистине великий и счастливый народ.

К. Паустовский

13. А я выскажу своё мнение о проведённом уроке.
Мы ставили целью раскрыть красоту, величие, богатство нашего языка, сумели доказать, что с русским словом действительно можно творить чудеса. Мы не побоялись провести большую работу, шагнули вперёд в познании русского языка. Вы показали себя как настоящие исследователи! Благодарю всех за работу!

Книга рекордов

Урок

Учеба

Урок

Свободное время

Перетягивание каната

Коррекционное отделение

Солнышки