Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА ШКОЛЫ
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ ВМЕСТО ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Учим самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания
Автор: Варвара Ивановна Горелова

Современное общество развивается. Совершенствуются все области образования, в том числе, и логопедия. Логопедия - это специфический предмет, но включает в себя решение большого спектра проблем, связанных с недостатками устной и письменной речи у детей. В стандарте нового поколения курс по логопедии имеет, как и прежде, деятельностный характер, где главной целью является развитие личности ребёнка в целом.

Основной задачей обучения является качество знаний, повышение мотивации обучения, оказание помощи в формировании УУД.

Появляются новые технологии, которые позволяют сформировать у детей Универсальные Учебные Действия. Предлагаются нетрадиционные методики, виды работы.

Теперь нашему педагогическому вниманию предложен новый термин и новая технология – ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ. дети, идущие в школу, имеют определённый багаж знаний, умений и навыков. Я коснусь речевой области.

Технология очень интересная, способствующая формированию важных психических процессов: развитие речи, мышления, представления. У детей совершенствуются универсальные учебные действия, полученные на уроках; расширяется словарный запас, формируется самостоятельная деятельность и активность.

Получая поставленную учебную проблему, на занятии дети начинают думать, размышлять, находить пути её решения.

Главное, на занятиях с логопедом то, что дети развивают и совершенствуют такой важный процесс – как речеговорение. Происходит диалог, способствующий, как усвоению программного материала, так и их успешности.

Представлю Вашему вниманию использование предметного диалога на начальном этапе логопедического занятия - ЗНАКОСТВО С ТЕМОЙ.

1-й класс, дети пришли в школу, они знакомятся друг с другом, с учителями и с тем, что без знаний добиться чего-либо невозможно.

Этап занятия - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ.

Проблемный диалог


СЛАЙД № 2. Вводное логопедическое занятие по теме «Чему учат в школе» (для меня это занятие позволяет провести диагностическое наблюдение).

- Начинаю повествование: Маша и Саша поспорили, чтобы научатся писать, читать и считать это можно сделать в Д/С и дома. С одной стороны они правы, а как по вашему мнению? (Дети рассуждают и делают вывод). СЛАЙД№ 3. В продолжение определения темы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. Предлагаю загадки: Этот лист пустой, но очень не простой. Отгадай загадки!

Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! Море, солнце, горы, пляж, Что же это?... (Карандаш) Проживают в умной книжке хитроумные братишки, десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (Цифры) На столе передо мной закрутился шар земной: Арктика, Экватор, Полюс – уместил всю землю…(Глобус) Линию прямую, ну-ка сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь…(Линейка) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит и называется…(Алфавит)
В школе учит он детей. Строг, но всё прощает. Помогает стать умней, всё он объясняет. (Учитель)
- Чему учат в школе? - Детей учат писать, читать и считать. (Озвучиваем название темы).

СЛАЙД№… Тема занятия «Строчная печатная и прописная буква т – т».

Детям представлен слайд. Возможно ли, списать названия этих картинок. – Нет! – Почему? – Не хватает буквы.

- СЛАЙД, НА КОТОРОМ ПОЯВЛЯЕТСЯ БУКВА. Назовите предметы. - Какая одинаковая буква объединяет эти слова? - Буква Т. - Как можно назвать тему занятия? - Ответы детей: - Буква Т; Согласная буква Т. Строчная буква Т; Печатная и прописная буква Т.

СЛАЙД№… Тема занятия «Деление слов на слоги».
Посмотрите на картинку. Что нужно определить героям, чтобы занять правильный вагон. (Количество чего? – наводящий вопрос). - Определить, сколько слогов в названии героя, под таким номером будет его вагон. Разделить слова на слоги! - Назовите ещё раз название темы.

СЛАЙД№…Тема «Гласные и согласные буквы».
Предлагаю детям невыполнимую задачу: прочитать первое, а затем второе предложение. Спрашиваю, почему нельзя было прочитать их. – Ответы детей. Какие буквы важные! (демонстрация СЛАЙДА…).

СЛАЙД№…Тема «Мягкий знак в конце слова».
Начинаю повествование: - Лесных зверей пригласили в Тридевятое Царство и дали ключи от замка, где написаны названия животных. Но как бы не пытались звери открыть замок, так и не смогли открыть ворота. Почему, давайте разбираться. Читаем названия. Что же здесь не так? – Дети читают, находят ошибки, делают вывод: В этих словах нет мягкого знака. (СЛАЙД№…). – Ребята, посмотрите, что изменилось? – Исчез замок и животные. Как думаете, почему? - Они попали в ТЦ. - Назовите тему занятия.

Конечно, детям с недостатки развития речи, особенно, у которых нарушен процесс речеговорения, иногда, очень трудно сформулировать фразу, произнести слово. Поэтому на уроках эти дети молчат. На занятии же с логопедом мы проговариваем слова многократно.

Этот тип обучения в побуждающем или подводящем диалоге помогает моим логопатам «разговориться», искать решения, делать для себя «открытие» новых знаний. Дети достигаю подлинного понимания материала, т.к. нельзя забыть или не понять то, до чего додумался сам. Так с учениками 2-х и 3-х классов мы выучили названия частей речи: существительное и прилагательное и дети довольно быстро поняли смысл этих слов, стали применять универсальные учебные действия на уроках.

Данная технология новая и интересная, перестроится на неё несложно.



Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки