Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
ОБУЧАЕМ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ,
ВИДЕТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Автор: Варвара Ивановна Горелова

Обучаем детей наблюдать Вокруг нас великий и огромный мир природы, мир вещей, мир разных людей и животных. Дети являются частью этого мира. Этот мир одновременно сложен и интересен для них, его познание они начинают с самого рождения. Оказывая своё влияние, МИР привлекает детей своей необычностью и таинством. Нам взрослым нужно только помогать выстраивать целостную картину мира, направлять детей в познании, подводить их к самостоятельному поиску ответов, ведь, дети очень наблюдательны.
Обучаем детей наблюдать Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

«Прикасайтесь» с детьми к живой природе, рассматривайте и изучайте многообразие живых организмов, природу и климат родного края в сравнении с другими климатическими зонами. Беседуйте о птицах, живущих на Земле, рассказывайте о характерных особенностях и повадках животных, о необычных растениях, их пользе.
Отправляйтесь в «путешествия» по безграничным просторам МИРА с помощью интернета: «Покорение горных вершин»; «Фотоохота: морские дьяволы»; «Кладоискатели»; «Покорение космоса»; «Путешествие на воздушном шаре»; «Столицы и города разных государств»; «Города-соседи»; «Я и мой дом».

Обучаем детей наблюдать

Вам самим и вашим детям будет интересно проводить исследования, в которых откроется тайна воздуха, песка, воды, снега, почвы, дождя и др. природных явлениях: «Можно ли увидеть воздух?»; «Песок в нашей жизни»; «Что будет, если исчезнет вода?»; « Найди одинаковую снежинку».

Обучаем детей наблюдать

Открывайте с детьми тайны, связанные с тесным слиянием природы и человека: «Как влияет солнце и другие явления природы на человека?»; «Взаимосвязь и взаимодействие природы и человека»; «Я и люди вокруг меня»; «Здоровье и природа».

Обучаем детей наблюдать

Известно, что природа влияет на нравственное развитие ребёнка. Она лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней. Бороздите просторы неизведанного, рассуждайте с детьми на темы:
  • В природе нет ничего бесполезного.
  • Мир - это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом.
  • Мир не кончается на нашем горизонте.
  • Мир не кончается у дверей дома.
  • Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
  • От законов природы никуда не укроешься.
Рассуждая, беседуя, споря, Вы открываете детям двери в страну великого русского языка. Если говорим о песке, то не обойтись без определённых слов: сыпучие, барханы, дюны, скрепляются, волнистые и т.д.

Обучаем детей наблюдать

А какими замечательными словами вы опишите зиму: суровая, колючий, серебрится, переливаются, студёная и т.д.. Сразу вспомните и поделитесь знаниями о пословицах и поговорках о зиме: Мороз не велик, но стоять не велит. Мало снега, мало хлеба.

Вы помогаете наполнять речь детей наречиями и прилагательными, сравнительными оборотами (На краю дремучего леса стоит огромная сосна, как могучий великан.), пользуетесь развернутыми высказываниями, говорите с детьми ярко и образно.

Обучаем детей наблюдать

Рекомендую играть с детьми в игры для расширения словарного запаса. Они не займут дополнительного времени, в них можно играть по дороге домой, в школу, когда ожидаете очереди, на прогулках, в поездках на природу.

«Поводырь»  На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 

«Описание объекта»  По очереди обрисовываете предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. 
Когда вы вместе рассматриваете какой-то предмет, задавайте ребёнку самые разнообразные вопросы: "Какой величины? Какого цвета? Из чего сделан? Его назначение? В чём польза или вред" Можно просто спросить: "Какой он?" Происходит побуждение называть самые разные признаки предметов, происходит развитие связных самостоятельных высказываний, умозаключений, рассуждений. «Ищем детали» Рассказывайте о предметах всё до мельчайших деталей, вводите в словарь ребенка новые названия. "Вот автомобиль, а что у него есть в кабине?" - "Руль, сиденья, дверцы, панель с…, колеса, мотор..."

«Описываем свойства, качества, признаки предметов»  Спросите: "Что бывает высоким?"; "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?"; "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?

«Придумываем историю» Начинает рассказывать историю, когда рассказчик делает паузу, второй игрок вставляет нужное слово по смыслу.

«Что может быть?» Взрослый называет прилагательное, а партнёр по игре подбирает к нему существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски…. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой и т.д.

«Стань писателем»  Предлагаются слова, связанные с любой темой и записанные на отдельном листке бумаги. Из слов нужно составить рассказ.

«Добавь слово» Расширяете глагольный словарь. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:
- Снег начал таять и…(потекли ручьи).
- Люди утром проснулась и... (стали умываться).
- На западе солнце садится, а …(всходит на востоке).
«Бюро путешествий»  Первые дни вы встречаете детей из школы. Пусть путь по обычному маршруту станет необычным: предложите представить ребёнку, что дорога от школы до дома – это увлекательное путешествие. Определите маршрут, по которому будете путешествовать, предположите, что или кто встретиться на пути, какие могут поджидать опасности по дороге, какие достопримечательности увидите. Интерес путешествия зависит от вашей фантазии.

«Логическая цепочка»  Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

«Мой репортаж»  Побывав какой-то поездке, предложите ребёнку составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

«Чем закончилось?»  Развивать связную речь можно смотря развивающие мультфильмы. Просмотр начните вместе, но вдруг «вспомнив» о важном деле, попросите ребенка досмотреть мультфильм самостоятельно, запомнить и рассказать вам о том, что произошло дальше в мультфильме, и чем он закончился. Ребёнок получает благодарность и похвалу!

«Могу себе представить...» Предлагая детям рассказать о своих впечатлениях от увиденного или услышанного, начните сначала сами: «Могу только себе представить, что проводя опыт со снегом, вы могли такое необычное узнать…!» И тогда даже самый молчаливый ребёнок поделится с вами информацией.

Формировать представление об окружающем мире, учить детей рассказывать -это нелегко и будет занимать много времени, внимания, и с каждым разом, Ваша речь и речь детей будет окрашена красивыми образными выражениями, появятся научные термины.

И тогда на риторический вопрос: «Что новенького узнали про весну? Какая она?», вы не услышите ответ: «Да, нормальная!»

Обучаем детей наблюдать



Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки