Памятник Святому Макарию Калязинскому МОУ Городская Основная Общеобразовательная ШколаЗдание Школы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Выступление учеников



Выступление учеников



Дети предшкольной группы

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ
Автор: Варвара Ивановна Горелова

Начинать заниматься развитием речи ребенка надо, когда ему несколько месяцев от роду, а не в 3 года и он совсем не говорит.

Поговорим о столь важном психическом процессе развития, как речь детей от 0 до 7 лет. Взрослым необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей. В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное. Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:
    Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

    Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

    В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

    К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».

    В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного навыка.

    С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги (совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими людьми.

    К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как - будто эхо).

    В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма - ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».

    К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыши начинают понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко – сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).
Становление периодов речи до 1 года жизни у малышей проходит по-разному, например, если малыш болен, страдает от постоянного дискомфорта в животе или очень много спит, то рамки развития речи сдвигаются. Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Поэтому родители не всегда могут заметить те или иные проявления нормального речевого развития малыша.

А вот на втором году жизни ребенка речевые изменения становятся все более очевидными, и их легче заметить.

Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает - ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ и т.д.

С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6 месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает навыками употребления существительных ед. и мн. числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые падежные окончания. К концу 3 года жизни у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в речи детей.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.

Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь.

Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

Отмечено, что за последние несколько лет сильно увеличилось число детей с недостатками речи.

Причин возникновения речевых нарушений у детей огромное количество. Об этом важно знать, не только тем родителям, у которых уже есть малыш, но и будущим родителям. Причины речевых недостатков возникают как при неправильном развитии плода во внутриутробном периоде (период от 4 недель до 4 месяцев беременности), так и после рождения малыша:
  • Увеличилось число патологий беременности; увеличилось число родовых травм; заболеваний матери во время беременности, требующие лечения (от заболеваний сердца до инфекционных заболеваний); аллергий матери; перенесенных ею переливаний крови; травм, полученных матерью во время беременности, падений и ушибов; токсикозов беременности, не зависимо от срока беременности; затяжных или стремительных родов, обвития плода пуповиной; наследственных предрасположенностей, генетических аномалий;

  • Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, лёгких или тяжёлых наркотических средств во время беременности (от 4 недель до 4 месяцев), способствуют возникновению тяжёлых нарушений речи от 0 до 7 лет.

    Как правило, у детей возникают трудности в формировании звукопроизношения, устной и письменной речи у детей школьного возраста.

  • Наблюдается отставание физического, и умственного развития. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, травмы головного мозга до 7 лет и др. причины, связанные с хроническими заболеваниями);

  • Множественные социальные причины; особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности), «двуязычие» в семье; сюсюканье с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющимся в ней неправильным произношением;

  • Отсутствие или замена эмоционального общения между малышом и близкими людьми;

  • Неправильная речь взрослых (заикание, нарушение при произношении звуков, быстрый темп речи);

  • Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье) задерживают развитие речи, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание;
Познакомившись с этим материалом, заботливые родители обратят внимание на развитие речи своих детей, захотят приобрести определённый ресурс знаний, пониманий в вопросах развития речи плохоговорящих или неговорящих детей. Зададутся вопросом - что делать?

Первый совет, изучите все нормативные речевые критерии, соответствующие возрасту ребёнка. Второй, начните устранение ошибок речи у детей как можно раньше. Проконсультируйтесь со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами, психоневрологами, отоларингологами, педиатрами). Третье, как уже отмечалось, речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, поэтому искренне советую, разговаривайте, играйте, развивайте своих любимых деток. Знайте, только от Вашей поддержки и Вашего участия зависит успешное будущее детей.


Урок



Урок



Перетягивание каната



Солнышки