| 
 
 
 
 
 | СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ - ПРЕДШКОЛЬНАЯ ГРУППА 
 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙФизическая культура в детском саду
 Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры обществ. Физическая культура оказывает существенное влияние на духовный мир человека (ребенка), мировоззрение, умственное развитие. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
 
 Одними из основных задач по физическому воспитанию являются: охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
 
 Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, необходимо комплексное использование всех средств физического воспитания. Это - физические упражнения, закаливание, режим, рациональное питание, гигиена одежды и помещения.
 
 Что такое физические упражнения - это специально подобранные упражнения, способствующие развитию крупных и мелких мышечных групп. Физические упражнения проявляются в разных формах: утренняя гимнастика и физкультурные занятия, и подвижные игры или прогулки, спортивные праздники и досуги, оздоровительная гимнастика после сна, физкультминутки в процессе занятий математикой, развитием речи и другими видами деятельности.
 
 Одной из основных форм физической культуры являются физкультурные занятия, направленные на обучение двигательным умениям и навыкам. Физкультурные занятия проводятся в первой половине дня 2 раза в неделю. Обязательно наличие спортивной одежды (футболка, шортики, носочки) и обуви (кроссовки, кеды, спортивные тапочки на резиновой подошве).
 
 Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком?
 
                1. Сложные упражнения и прыжки выполняйте на мягком покрытии.Что надо знать
 2. Не допускайте длительного удерживания ребенком трудных поз (более 1-2 сек.), лучше несколько раз повторите упражнения.
 
 3. Знайте, висеть только на руках детям-дошкольникам опасно, т.к. высока нагрузка на суставы и плечевой пояс.
 
 4. Никогда не используйте для соревнований трудные в техническом исполнении и опасные физические упражнения.
 
 5. Избегайте физических упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясном отделе, т.к. большинство детей нуждается в выпрямлении этой части позвоночника.
 
                1. Ребенка надо учить правильно дышать. Следите за дыханием ребенка во время игр и гимнастики.Чего делать не следует
 2. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой со взрослым.
 
 3. На 5-м году жизни дети стремятся придумывать собственные упражнения и устраивать спортивные состязания. Привлекайте к соревнованиям сверстников.
 
 4. Обязательно контролируйте безопасность ребенка, но старайтесь не подавлять его активность.
 
 5. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми результатами.
 
 6. Вселяйте в малыша уверенность похвалой.
 
                1. Раздражаться, если ребенок неправильно выполняет упражнения.Семейное физическое воспитание
 2. Заниматься не систематически.
 
 3. Подсмеиваться над неумелостью ребенка.
 
 4. Надевать на ребенка теплую одежду.
 
 5. Проводить зарядку и игры в плохом настроении.
 
 6. Надевать на ребенка гольфы, трусики или штанишки с тугими резинками.
 
 Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в следующих формах:
 
                - совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой);Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями - "главная потребность ребенка". "С ребенком необходимо играть!" Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как "с ребенком надо вместе заниматься физкультурой".- домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т.п.;
 - закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;
 - обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т.п.), настольным играм (шахматам, шашкам и т.п.);
 - занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т.п.;
 - организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям (катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т.п.);
 - походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков;
 - совместные просмотры по телевизору спортивных соревнований;
 - обсуждение семьей итогов выступления сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.
 
 Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями .
 
 Пикники с физкультурно-спортивным уклоном - это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребенка.
 
 Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь - от родителей. Речь идет об их поведении, форме, содержании комментариев и т.д.
 
 Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится "болеть" за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, но в то же время - человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, т.е. так, как это заложено в традициях большинства народов мира.
 
 Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т.п., с одной стороны, безусловно, повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой - поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр (состязаний), в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.
 
 Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы не только минимальная физическая подготовка, но в еще большей степени - физкультурное образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств физической культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум физкультурной образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.
 
 Организация самостоятельной двигательной деятельности детей
 
 Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей двигательной среды. Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
 
                Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)Можно собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря. 
 Массажёр "Орешки"
 
 Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).
 
 Дорожка "Апельсиновая"
 
 Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
 
 Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"
 
 Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.
 Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.
 
 Тренажёр "Попади в кольцо"
 
 Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком.
 
 Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.
 
 "Лыжи"
 
 Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.
 
 Напольные шашки
 
 Полотно размером 1 м на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки.
 
 
 
 ИГРОВОЙ МАССАЖ
 
 3акаливающее дыхание
 
 Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 p. в день.
 
 «Поиграем с носиком»
 
                1. Организационный момент: «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.Массаж рук
 2. Основная часть. Игровые упражнения с носиком.
 
 б) «Помоги носику собраться на прогулку» Ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
 в) «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
 Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
 г) «Носик балуется» На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
 д) «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
 е) «Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
 ж) «Погреем носик» Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
 
 3. Заключительный этап
 з) «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
 Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами
 - Подходи ко мне, дружок,
 И садись скорей в кружок.
 Носик ты быстрей найди,
 Тете покажи.
 - Надо носик очищать,
 На прогулку собирать.
 - Ротик ты свой закрывай,
 Только с носиком гуляй.
 - Вот так носик-баловник!
 Он шалить у нас привык.
 - Тише, тише, не спеши,
 Ароматом подыши.
 - Хорошо гулять в саду
 И поет нос: «Ба-бо-бу».
 - Надо носик нам погреть;
 Его немного потереть.
 - Нагулялся носик мой,
 Возвращается домой.
 
 Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
 
 «Поиграем с ручками»
 
                1. Подготовительный этапМассаж волшебных точек ушекДети растирают ладони до приятного тепла.
 
 2. Основная часть:
 а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем-растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
 
 б) массируем тыльные стороны ладоней.
 в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
 г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
 д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
 
 3. Заключительный этап
 Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
 
 Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
 Эй, ребята, все ко мне.
 Кто стоит там в стороне?
 А ну быстрей лови кураж
 И начинай игру-массаж.
 Разотру ладошки сильно,
 Каждый пальчик покручу.
 Поздороваюсь со всеми,
 Никого не обойду.
 С ноготками поиграю,
 Друг о друга их потру.
 Потом руки «помочалю»,
 Плечи мягко разомну.
 Затем руки я помою,
 Пальчик в пальчик я вложу,
 На замочек их закрою
 И тепло поберегу.
 Вытяну я Пальчики,
 Пусть бегут, как зайчики.
 Раз-два, раз-два,
 Вот и кончилась игра.
 Вот и кончилась игра,
 Отдыхает детвора.
 
 Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
 
 «Поиграем с ушками»
 
                1. Организационный момент. Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.3акаливающий массаж подошв.
 2. Основная часть.
 
 Упражнения с ушками.
 а) «Найдем и покажем ушки. Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
 б) «Похлопаем ушками» Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
 в) «Потянем ушки» Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз; а затем отпускает.
 г) «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину
 
 3. Заключительный момент. Дети расслабляются и слушают тишину.
 
 Примечание: Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
 Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок
 Ушки ты свои найди и скорее покажи.
 Ловко с ними мы играем. Вот так хлопаем ушами.
 А сейчас все тянем вниз, ушко, ушко, ты не отвались
 А потом, потом покрутили козелком.
 Ушко, кажется замерзло, отогреть его так можно.
 Раз – два, раз-два, вот и кончилась игра
 А раз кончилась игра, наступила тишина.
 
 Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
 
 «Поиграем с ножками»
 
 
 
                1. Подготовительный этап
 а) Удобно сесть и расслабиться.
 б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
 
 2. Основная часть
 а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу.Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
 б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
 в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
 г) Похлопать подошву ладонью.
 д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
 е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
 ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону; расположенную в центре подошвы.
 
 З. Заключительный этап
 а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки;
 б) Посидеть спокoйно, расслабившись.
 Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
 - Мы ходили, мы скакали,
 Наши ноженьки устали.
 Сядем все мы, отдохнем
 И массаж подошв начнем.
 - На каждую ножку
 Крема понемножку.
 Хоть они и не машина,
 Смазать их необходимо!
 - Проведем по ножке нежно,
 Будет ноженька прилежной.
 Растирай, старайся
 И не отвлекайся:
 - По подошве, как граблями,
 Проведем сейчас руками.
 - Раз - сгибай, два - выпрямляй
 Ну, активнее давай!
 - Вот работа, так работа,
 Палочку катать охота.
 - В центре зону мы найдем,
 Хорошенько разотрем.
 Надо с нею нам дружить,
 Чтобы всем здоровым быть.
 - Скажем все: «Спасибо!»
 Ноженькам своим.
 Будем их беречь мы
 И всегда любить.
 | 
 
 
 
 
 |